Россетти. Первая годовщина смерти Беатриче. 1854 г. ПРЕРАФАЭЛИТЫ (англ. Pre-Raphaelites, от лат. Prae — "перед, впереди" и Raffaello — имя художника) — объединение английских живописцев и писателей середины XIX в., которые ориентировались на эстетические идеалы Средневековья, интернациональной готики и раннего Итальянского Возрождения периода кватроченто (1400-х гг.) — искусства "до Рафаэля" и других художников "Высокого Возрождения", или римского классицизма начала XVI в. (отсюда название). В 1848 г. семь английских юношей, почти мальчиков, в возрасте от девятнадцати до двадцати одного года, решили основать "Братство прерафаэлитов". Первые произведения они выполняли совместно и подписывали: «P. R. B» (сокращ. англ. «Pre-Raphaelite Brotherhood" — "Братство прерафаэлитов"). Инициатором объединения был живописец и поэт Данте Габриэле Россетти (1828—1882), сын итальянского политического эмигранта (родители дали ему имя в честь своего любимого поэта Данте Алигьери). Россетти увлекался классической литературой, писал стихи. Примечателен тот факт, что именно Россетти обнаружил в 1847 г. в библиотеке Британского музея в Лондоне подшивку литографий никому тогда неизвестного "визионера" Уильяма Блейка, так называемый манускрипт Россетти. В числе первых членов "Братства" был брат Габриэле — Уильям Майкл Россетти (1829—1919), также начинающий литератор, впоследствии художественный критик, Джон Эверт Милле (1829—1896), начинающий живописец. К ним примкнули Уильям Холман Хант (1827—1910), он единственный, с 1845 г. учился в школе Королевской Академии живописи, а также Дж. Коллинсон, Ф. Дж. Стефенс, скульптор Т. Вулнер; позднее — Ф. М. Браун и А. Хьюджес. С прерафаэлитами сотрудничал Эдвард Бёрн-Джонс (1833—1898), художник-стилизатор, который проявил себя во многих видах искусства.

Официально "Братство" просуществовало недолго, около четырех лет. В 1850 г. из него вышел Коллинсон, в 1852 г. — Вулнер, Хант и Милле. Но и позднее "прерафаэлитизм" продолжал оказывать существенное влияние на развитие английского искусства1. Причина этого заключается в том, что деятельность прерафаэлитов отражала романтические настроения, в значительной степени определявшие духовное состояние Европы, и ранее всего Англии, на протяжении второй половины XVIII—XIX столетий. Однако романтизм прерафаэлитов был не живописного, а литературного происхождения. "Братство прерафаэлитов" возникло в первую очередь как литературно-художественное объединение. Все началось с того, что Россетти стал рисовать иллюстрации к своим стихотворениям. "Собственно говоря, сама идея примата живописи по отношению к поэзии возникла у Россетти именно потому, что он не был удовлетворен изобразительными средствами романтической поэзии... Хотелось придать полюбившимся легендарным образам больше реальности, чтобы они не только витали в возбужденном стихами воображении, но и были видимы глазу... Стремление к простоте и естественности, с одной стороны, и ориентация на Средневековье, с другой стороны, не могли быть согласованы иначе как через пересказ в красках легенд и историй далекого прошлого". С точки зрения культуры изобразительной формы искусство прерафаэлитов примитивно и наивно, оно носит дилетантский характер. Литературность живописи невольно вызывает ассоциацию с русскими "передвижниками". Но прерафаэлиты были романтиками, их интересовала не проза, а поэзия. Однако, не владея искусством изобразительной композиции, легенду и романтику прерафаэлиты "писали с жизни", наивно пытаясь совместить идеальное и реальное в неподходящих для этой цели натуралистических формах изображения. "Они позировали друг для друга, старательно и скрупулезно наряжаясь в различные исторические костюмы, подбирая и составляя вместе предметы исторической обстановки. Получался суховатый натурализм в сочетании с некоторой выспренностью и экзальтацией". Дилетантизм прерафаэлитов проявляется в слабости рисунка, ошибках в пропорциях фигур, сумбурности композиции, спутанности пространственных планов, неумении связать элементы изображения в единое целое. Прерафаэлиты писали свои картины "по кускам", как если бы они пересказывали их словами. Поэтому в произведениях этих художников отсутствуют пластическая ясность и художественный стиль, есть лишь стилизация. Наивность метода частично искупалась искренностью чувства и тем, что юные и неопытные художники противостояли академическому искусству и вкусам викторианской Англии (см. "викторианский стиль"), недаром их движение назвали "антивикторианским" (англ. "antivictorian"). Тот факт, что столь важная роль досталась дилетантам, можно объяснить особенностями развития английского искусства, в котором, в сравнении с итальянским или французским, отсутствует собственная классическая традиция. Главным теоретиком объединения был Уильям Майкл Россетти, вероятно, именно он сформулировал основные положения программы "Братства":

— иметь гениальные идеи и выражать их;

— изучать внимательно природу, чтобы уметь изображать ее;

— сочувствовать всему и любить все, что ясно, точно, серьезно и глубоко прочувствовано в предшествовавшем искусстве, и отрицать все, что может быть в нем условного, самодовольного, напыщенного и рутинно-заученного;

— производить только вполне хорошие картины и статуи.

Эта краткая программа направлена против академизма в искусстве (о чем свидетельствует самый пространный третий пункт). Академизм сложился в начале XVI в. в творчестве позднего Рафаэля. Поэтому свой идеал прерафаэлиты видели в искусстве фра Анжелико, Б. Гоццоли, Ф. Липпи, С. Боттичелли (см. Медичи школа; флорентийская школа). Критика встретила картины прерафаэлитов враждебно. На защиту молодых художников выступил Джон Раскин (1819—1900), литератор, публицист и теоретик искусства. В 1843 г. Раскин опубликовал первый том своей книги "Современные художники", в которой призывал вернуться к природе, простым и искренним чувствам, которые наполняли когда-то искусство (есть версия, что именно Раскин подсказал прерафаэлитам основные пункты их программы). С 1869 г. Раскин был профессором Оксфордского университета. В своих лекциях он клеймил современную техническую цивилизацию, а художников призывал вернуться к готическому стилю. Раскин составлял утопические проекты и писал воззвания. Реставрацию и восстановление средневековых памятников считал кощунственным — они должны были "оставаться в состоянии руин". В 1851 г. он выпустил книгу "Камни Венеции", в 1853 г. — "Лекции об архитектуре и живописи", в 1885 г. — "Амьенскую Библию" (о скульптуре собора в Амьене). После раскола "Братства" в 1856 г. бывшие прерафаэлиты познакомились с Уильямом Моррисом (1834—1896), художником, теоретиком, публицистом и политическим деятелем, который в это время был также одержим идеями Раскина (Э. Бёрн-Джонс был школьным другом У. Морриса). В 1859 г. Моррис женился на Джейн Барден — модели всех женских персонажей на картинах прерафаэлитов. Барден, отличавшаяся "надломленной красотой", воплощала их общий эстетический идеал. Писатель Г. Джеймс назвал Джейн Барден "образом, вырезанным из средневекового требника". Семейная идиллия подсказала Моррису воплотить художественные идеи в собственном доме, во всем отражающем старинный уклад жизни. "Красный дом" («Red House") построил в 1859 г. архитектор Ф. Уэбб, а в его оформлении приняли участие Д. Г. Россетти, Ф. М. Браун, Э. Бёрн-Джонс. Дом получил название от цвета кирпичных стен, в интерьерах друзья использовали "готическую" резьбу по дереву, расписные изразцы, витражи, кованые металлические детали. Моррис привлек бывших прерафаэлитов к работе в мастерских "Искусства и ремесла" (см. также "староанглийский стиль"). Своим искусством прерафаэлиты оказали воздействие на развитие английского символизма конца XIX в. (также имевшего литературную направленность) и, отчасти, на "эстетическое движение" периода Модерна. Идеалы английских прерафаэлитов во многом родственны тем, которые исповедовали немецкие живописцы в Италии 1810—1819 гг. (см. назареи). Примечателен факт возникновения прерафаэлитского движения в Испании. Одним из наиболее известных испанских прерафаэлитов был живописец и теоретик искусства Пабло Мила-и-Фонтаналс (1810—1883), в 1851—1856 гг. профессор Школы изобразительных искусств в Барселоне. Мила-и-Фонтаналс — самый известный из заказчиков и покровителей архитектора-фантаста Антонио Гауди (см. "каталонский модернизм").


Некрасова Е. Романтизм в английском искусстве. М.: Искусство, 1975.

Аникст А. У. Моррис и проблемы художественной культуры // Моррис У. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973.

Бэт П. Живопись прерафаэлитов. СПб., 1900.