Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_crq7ggbehn45sp8hd1gdcagl25, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_crq7ggbehn45sp8hd1gdcagl25, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Эмиль Бернар. Портрет работы А. де Тулуз-Лотрека НАБИ, НАБИДЫ (франц. nabis от др.-евр. nabi — "вестник, пророк") — французские художники-постимпрессионисты, объединившиеся в 1888 г. в Париже с целью совместной работы по дальнейшему развитию "символического синтетизма" П. Гогена (см. понт-авенская группа; постимпрессионизм; синтетизм). В группу "Наби" входили живописцы Э. Бернар, П. Боннар, М. Дени, Ж.-Э. Вюйар, К. Руссель, П. Серюзье, график и живописец Ф. Валлоттон, священник и живописец Я. Веркаде, рисовальщик, живописец и писатель А.-Г. Ибель. Идейным вдохновителем и главным теоретиком искусства "набидов" был Морис Дени (1870—1943). Э. Бернар, Я. Веркаде и П. Серюзье работали ранее вместе с П. Гогеном в Понт-Авене. Несколько позднее к группе присоединились П. Рансон, Й. Риппл-Ронаи, скульптор Ж. Лакомб, датский художник М. Баллин, а также скульптор А. Майоль, занимавшийся в то время живописью и гобеленом. Название объединения придумал Серюзье. Друзья проработали рядом около десяти лет, их последняя совместная выставка состоялась в 1899 г. Основу своеобразного искусства "набидов" составлял поздний стиль Гогена, заключающийся в использовании выразительности уплощенных форм, ритма цветовых пятен, локальных цветовых акцентов и пластики контурных линий. К "синтетизму" Гогена добавили "клуазоннизм" (от франц. cloisonne — "разделенный перегородками") — манеру живописи с подчеркнутыми контурами, напоминающую средневековый витраж, созданную Э. Бернаром. Все члены группы, как и многие французские художники того времени, испытывали значительное влияние японского искусства, прежде всего — цветной гравюры на дереве. Художников объединяла широта интересов, интеллектуализм, увлечение религиозной философией, музыкой, символистской поэзией, эзотерическими учениями Востока. В эти годы в Париже была популярна книга Э. Шюре "Великие Посвященные" (1899). Художники собирались в мастерской П. Рансона, которую именовали храмом. В кругу "пророков" были приняты "тайные имена", игра в древнегреческую, арабскую и масонскую символику. Основные идеи: символизм и "мистическое преображение действительности". В творчестве наиболее известного художника группы М. Дени странным образом соединялись чувственность, часто переходящая в манерность и салонность, и христианский спиритуализм. В теории Дени призывал к абсолютной гармонии "математического формализма". В "Заметках о религиозной живописи" (1896), а также в опубликованных позднее "Теориях" («Theories", 1913), демонстрируя приверженность католичеству, художник предлагал повторить "религиозный подвиг" С. Боттичелли (см. Медичи школа). Собственную "музыку линий" Дени сравнивал с мелодиями К. Дебюсси, композитора, которого он ставил выше других. Вместе с Ж. Девальером в 1919 г. Дени основал "Мастерские священного искусства". Творчество Дени противоречиво: на одном полюсе — спиритуализм, христианская духовность, на другом — декоративизм, живопись в качестве "музыки для глаз". Как и другие "наби", Дени сотрудничал в журнале "Ревю Бланш". В 1909 г. опубликовал эссе "От Гогена и Ван Гога к классицизму", сыгравшее роль декларации неоклассического течения в искусстве периода Модерна. Поздние произведения Дени действительно близки Неоклассицизму, однако демонстрируют явные изъяны вкуса в отношении цвета и трактовки сюжетов. Поль Серюзье (1864—1927) получил классическое образование и обладал многими дарованиями: писал стихи и пьесы, изучал философию Востока, арабский и древнееврейский языки. Он был религиозным человеком, и христианский мистицизм претворялся в его воззрениях вместе с элементами восточных учений в теорию "нового синтетизма". Изучая историю искусства, в частности способы пропорционирования в классической архитектуре, Серюзье стремился отыскать "комплекс правил", вносящих коррективы в Божественное начало творчества. В своей книге «ABC живописи, или Азбука живописи как способа связи с невыразимым" художник доказывал, что искусство — это конструкция, "выведенная из теорем", а в основе всех художественных стилей прошлых эпох и индивидуальных манер великих художников присутствует "универсальный художественный праязык", тождественный "почерку Творца". Этот язык проявляется в изобразительном искусстве, музыке, математике, поэзии и философии (см. архетип; бессознательное). В отличие от поисков Серюзье творчество других членов группы, в основном следующих пластическим находкам позднего искусства Гогена, — Э. Бернара, П. Боннара, Ж.-Э. Вюйара, К. Русселя, а также, отчасти, М. Дени, — именуют интимизмом (название возникло от нежных, лирических интонаций картин). Поль Эли Рансон (1862—1909), как и его единомышленники, испытал воздействие восточного искусства, и его творчество ближе к стилистике Ар Нуво. Одним из первых Рансон претворил "новый стиль", построенный на пластике изогнутых линий, в искусстве гобелена. Феликс Валлоттон (1865—1925), родом из Швеции, привнес в искусство гравюры на дереве необычную манеру сопоставления белых и черных силуэтов, декоративных текстур без использования традиционного штриха.

Эмиль Бернар. Бретонский пейзаж Скульптор Жорж Лакомб (1868—1916) использовал традиции наивного и примитивного искусства, своеобразные приемы стилизации в резьбе по дереву, восходящие к архаике романского искусства, в частности бургундской школы. "Набиды" стремились к объединению разных видов искусства (эти устремления характерны для периода Модерна) — они увлекались символистским театром, искусством керамики, витража, гобелена, книжной графики, афиши, плаката. Характерно высказывание П. Серюзье: "Нет картин, есть только декор". Художники сотрудничали с коммерсантом С. Бингом и тем самым принимали непосредственное участие в популяризации стиля Ар Нуво.

Serusier P. ABC de la peinture, suivie d’une correspondance inedite. Paris, 1950.