П. фон Корнелиус. «Иосиф толкует сон фараона». Фреска. 1816—17 гг. Государственные музеи. Берлин НАЗАРЕЙЦЫ (нем. "Nazarener", от названия "Назарет", места рождения Христа), — ироническое название группировки немецких и австрийских художников "Союз святого Луки" (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 назарейцы (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт, И. А. Кох и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных общин. Выступая против интернационального позднего классицизма, назарейцы стремились возродить религиозное монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения и таким образом отражали в своём творчестве религиозно-патриархальные иллюзии, свойственные консервативной линии немецкого романтизма. Избрав объектом подражания в основном произведения А. Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля, они всё дальше отходили от натуры, теряли связи с современной жизнью и довольно быстро впали в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство по существу смыкавшееся с академическими традициями. Помимо отдельных картин, назарейцы выполнили коллективные циклы фресок на библейские темы в доме Бартольди (1816—17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобожденного Иерусалима" Тассо в Казино Массимо (1819—30) в Риме. Более значительны достижения назарейцев в области портрета и пейзажа, где они в большей мере обращались к непосредственному наблюдению натуры. В 1820—30-х гг. большинство назарейцев вернулось на родину, заняв академические и придворные должности.


Groschel G., Die Nazarener und ihre Beziehungen zur altdeutschen Malerei, [Munch.], 1937; Verbeck-Cardauns Н., Die Lukasbruder, Kempen, 1947.