Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_hdgijedml042pbl4q1eh6ppoi7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_hdgijedml042pbl4q1eh6ppoi7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Уильям Моррис. Обои с орнаментом аканта. Ок.1875. "ИСКУ?ССТВА И РЕМЁСЛА" (англ. «Arts and Crafts") — движение в искусстве Англии второй половины XIX в., основанное в 1865 г. Уильямом Моррисом (1834—1896), художником, теоретиком искусства, публицистом и политическим деятелем, писателем и издателем. Моррис попытался осуществить на практике утопические идеи Джона Раскина (1819—1900) о возрождении эстетики средневекового искусства. Как и Раскин, Моррис презирал эклектичность английского "викторианского стиля" (см. также Историзм) и не принимал современную техническую цивилизацию. Он был романтиком, поклонником Готики. Моррису были чужды античность, искусство Итальянского Возрождения и рационализм Классицизма. Идеи Морриса отчасти предвосхищены творчеством английского художника, писателя и историка искусства Оуэна Джонса (1809—1874), одного из организаторов первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), автора книги "Грамматика орнамента" (1856). Моррис под влиянием Д.Г. Россетти учился живописи и примкнул к прерафаэлитам. В 1861 г. вместе с компаньонами организовал фирму "Моррис и Ко", в которой, преодолевая материальные трудности, наладил ручное производство шпалер, мебели, витражей, изделий из металла "в средневековом стиле" (рис. 118—121) (см. "староанглийский стиль"). Моррис привлек к работе живописцев-прерафаэлитов Э. Бёрн-Джонса, Ф. М. Брауна, Дж. Э. Миллеса. Изделия, созданные по рисункам самого Морриса, отличаются простотой, ясностью формы, конструктивностью, хотя и перегружены "историческим декором". Моррис учился ткачеству, переплетному делу, резьбе по дереву и гравированию по металлу, гончарному ремеслу. Он изготавливал книжные переплеты и изобретал новые шрифты. В течение двух лет работал над уникальным изданием "Сочинений Джеффри Чосера" (английского писателя XIV в.; 1892—1894). У. Моррис перевел на английский язык поэму Гомера "Одиссея" и написал один из лучших утопических романов "Вести ниоткуда". В 1859 г. друг и единомышленник Морриса архитектор Филипп Уэбб (1831—1915) построил для него "Красный дом" («Red House") в графстве Кент — крытый гонтом с красными кирпичными стенами особняк в "староанглийском стиле", в котором не было ничего, что напоминало бы о современном техницизме. В оформлении интерьеров дома приняли участие Э. Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Д. Г. Россетти. Сам Моррис формулировал свое эстетическое кредо следующим образом: "Помимо желания создавать красивые вещи основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации". В 1865 г. предприятие У. Морриса стало называться "Искусства и ремесла". В работе проектных и ремесленных мастерских принимали участие многие архитекторы, художники: У. Бенсон, У. Ф. Де Морган, Л. Ф. Дэй, У. Крэйн, У. Летаби, О. Рэмсден, Дж. П. Седдон, с 1884 г. — Э. У. Гимсон, Ч. Р. Эшби, с 1896 г. — Х. Мутезиус. Изделия декоративного и прикладного искусства, вышедшие из мастерских "Искусств и ремесел", объединяли понятием "нового английского стиля", или "стиля Студии", по названию основанного Моррисом художественного журнала «The Studio". Журнал выходил ежемесячно в Лондоне с 1895 г. Его редактором был Ч. Холм. "Стиль студии", несмотря на декларированную антиэклектическую направленность, нес в себе черты искусственной стилизации и эклектичности, свойственные эпохе Историзма второй половины XIX в. Однако лучшие изделия отличались рациональностью, конструктивностью, выявлением эстетических свойств материала (см. "Одушевление материала как принцип красоты"; художественные ремесла). Провозглашенный Моррисом принцип "красота и удобство" был принят позднее художниками рационального течения в искусстве периода Модерна, а в начале XX столетия реализовался конструктивистами и функционалистами. В 1886 г. при поддержке У. Морриса его последователь Ч. Р. Эшби основал Школу ремесел в Лондоне. После кончины У. Морриса в 1896 г. его мастерской руководил Дж. Дирл (см. также "Омега"; художественно-промышленные училища).


Моррис У. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973.