Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_uqof81p5j13aaepcidpevdlk77, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_uqof81p5j13aaepcidpevdlk77, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Дивизионизм (франц. divisionnisme от division, лат. divisio — "разделение, дробление") или Неоимпрессионизм — оригинальный живописный способ изображения и возникшее на его основе течение в искусстве французского постимпрессионизма конца XIX в. Изобретателем нового способа письма отдельными мазками-точками чистых спектральных цветов является живописец Жорж Сёра (1859—1891). Он же придумал и термин. Ж. Сёра следовал методу импрессионистов, но задумал преодолеть хаотичность и "беспорядочность" их техники, случайность композиции и мимолетных впечатлений, уводящих художника, по его мнению, в тупик субъективизма. Стихию свободного мазка Сёра стремился подчинить строгой методической системе, цвет — форме, распределение света и тени — закону дополнительных цветов. Этот закон Ж. Сёра нашел в книге О. Руда "Научная теория цветов" (1881) и в брошюре М.-Э. Шеврёйя "О законе одновременного контраста цветов" (1839). Художник решил использовать технику раздельных мазков чистыми "основными" цветами: красным, синим и желтым, которые должны были смешиваться оптически ("в глазу зрителя" на некотором расстоянии), а не механически, на палитре художника, как это принято в традиционной живописи. Метод Сёра, более известный под названием пуантилизма (франц. pointillisme от point — "точка"), в сущности, лишь систематизировал эмпирические достижения импрессионистов, но он усилил воздействие одновременного контраста цветов. Зеленый и красный, голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый цвета, расположенные рядом, усиливали звучание друг друга. Последователь открывателя пуантилизма живописец Поль Синьяк (1863—1935) так описывал работу Ж. Сёра: "Перед сюжетом, до того как положить очередной мазок на свое небольшое полотно, Сёра смотрит, сравнивает, щурит глаза, наблюдая за игрой света и тени, определяет контрасты, различает рефлексы и долго возится на крышке этюдника, служащего ему палитрой; он борется с живописным материалом, как борется и с природой, затем „наклевывает“ из маленьких кучек различные краски, расположенные в спектральном порядке и составляющие в конце концов тот цвет, который предназначен для того, чтобы наилучшим образом выразить только что открытую им тайну"1. На палитре Сёра в одном и том же порядке всегда лежали три основные краски (красная, синяя, желтая) и три клубочка белил для смешивания с каждой из них. Художник любил показывать своим друзьям, как на фоне серого неба зеленые верхушки деревьев окружает розовый ореол, а оранжевый на солнце песок в тени становится голубым. По контрасту с ярко-красным полем цветущих маков небо кажется зеленым, белый цвет рядом с зеленым — розовым. На последней, восьмой, выставке импрессионистов в 1886 г. Сёра продемонстрировал большую картину "Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт" и маленькую — "Рыбаки". Несмотря на положительные рецензии критиков Р. Маркса и Ф. Фенеона, "картины, написанные точками", были осмеяны публикой. Фенеон дал название возникшему течению в живописи — неоимпрессионизм (от греч. neos — "новый") и объяснял: "Здесь не нужна виртуозность письма, пастозная фактура; блестяще выполненным кускам живописи нет места; ловкость руки не нужна, зато глаз должен быть быстрым, острым, понятливым".2

К течению неоимпрессионизма, или дивизионизма, кроме Сёра и Синьяка, примкнули Ш. Ангран, К. Писсарро (вскоре вернувшийся к традиционному импрессионизму), его сын Л. Писсарро, А. Дюбуа-Пилье, А.-Э. Кросс, М. Люс, бельгиец Т. Ван Риссельберг. Их картины убедительно показывали, что, хотя технические приемы меняются, метод и цель работы, свет и цвет остаются прежними. Многие художники отмечали, что, несмотря на педантизм и увлечение научными теориями, картины лидера группы Ж. Сёра отличаются цельностью и выразительностью. Но выставка все же потерпела неудачу. Художники "думали добиться тех же колористических эффектов люминесценции, какие наблюдают физики в окрашенном свете, но при работе с таким несовершенным материалом, как красящий пигмент, их намерения были обречены на провал. „Воскресенье на Гран-Жатт“ не сверкала светом и цветом так, как рассчитывал Сёра. Эмиль Эннекен сказал, стоя перед картиной, что „едва ли можно представить себе что-либо более серое и более бедное светом“. Ее создатель пытался винить размеры зала, не позволявшие зрителям смотреть картину с достаточно далекого расстояния. Синьяк ссылался на слабое освещение..."3 Выдающийся мастер П. Сезанн скептически назвал Сёра "инженером", а публика окрестила новых художников за пестроту их живописи "конфеттистами". Среди критиков возникло еще одно название: хромолюминаризм (от греч. chroma — "цвет" и лат. lumen — "свет"). Ж. Сёра, скончавшийся в тридцатидвухлетнем возрасте, успел написать немного. В последних работах он, неудовлетворенный ролью традиционной картинной рамы, экспериментировал с "репуссарами" (от франц. repousser — "отталкивать, отражать") — разноцветным окаймлением картины, также написанным точками по принципу одновременного контраста. Сёра увлекся теорией символического значения линий. Он стал выстраивать картины согласно "мажорным" и "минорным" направлениям, линейным и цветовым "рифмам" (см. конструкция). Тут же возникли сравнения его картин со стихотворной техникой верлибра. Аналогию собственным исканиям в живописи Сёра увидели французские поэты-символисты. В целом же новое течение, убедительно показав, "куда шел импрессионизм", оказалось тупиком, поскольку пуантилизм неизбежно сводил творчество к педантичному занятию. Тем не менее влияние дивизионизма было значительным. А. Матисс впоследствии утверждал, что именно дивизионисты дали толчок возникновению фовизма и кубизма. Уроки Сёра и его группы использовал Р. Делоне, создавая орфизм и симультанизм, а также футуристы, абстрактивисты, художники стиля Ар Нуво. Последователями французских дивизионистов стали итальянский художник Дж. Сегантини и, отчасти, русские Н. В. Мещерин и И. Э. Грабарь.

1 Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М.: Искусство, 1974.
2 Сёра Ж., Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1976.
3 Там же. С. 214.

См. также: Сёра Ж., Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1976.