СИНЬЯК, Поль (Signac, Paul) 1863, Париж — 1935, Париж. Французский живописец, график. Инициатор и теоретик "неоимпрессионизма". Происходил из состоятельной семьи (отец, владелец магазина, был художником-дилетантом). После посещения в 1879 Четвертой выставки импрессионистов и выставок Моне (в 1880 и 1883), произведших на него сильное впечатление, Синьяк начинает всерьез заниматься живописью, подражая импрессионистам. Энергичный и общительный, он в 1884 принимает деятельное участие в организации Общества независимых художников, девиз которого: "ни жюри, ни наград". Знакомится с Сёра и с энтузиазмом воспринимает его стремление сочетать открытия импрессионистов с научнообоснованными закономерностями взаимоотношения цвета и света. Становится пропагандистом и теоретиком идей "неоимпрессионизма", основанного на научных открытиях XIX в. в области теории цвета, гармонии и т. д. Изучает труды Э. Шеврейля, Г. Л. Ф. Гельмгольца и др. Удостоверившись в том, что звучность и яркость цвета усиливается в том случае, когда краски не смешиваются друг с другом на палитре, а, наложенные на холст мелкими мазками, дают нужный тон, оптически сливаясь в глазу зрителя, художники начинают писать раздельными точками чистого цвета. Отсюда другие названия подобного художественного метода — "пуантилизм" (от франц. point — точка) или "дивизионизм" (от франц. division — разделение). В 1886 Синьяк показывает 18 работ на Восьмой, последней, выставке импрессионистов, выставляется в Салоне "Общества независимых" (бессменным председателем которого он был с 1908). От полотен, выполненных под впечатлением произведений импрессионистов (Сен-Бриак. Крест моряков, 1885, Париж, частное собрание; Сена в Аньере, 1885, Париж, частное собрание), Синьяк с 1886 переходит к пуантилистической технике (Резервуары для газа в Клиши, 1886, Мельбурн, Нац. галерея; Анделиз. Купальня, 1886, Париж, частное собрание), добиваясь удивительной свежести цвета, ощущения трепета жизни, мерцающих струящихся вод, зыбких отражений в воде и скользящих теней. Мазки чистого красящего пигмента разнообразны по размеру и форме, по густоте слоя, все это придает цветовой фактуре выразительность и живописность. Особенно хороши пейзажи Синьяка, пишет ли он царственно-прекрасную сосну, игольчатая крона которой и красный ствол пламенеют в лучах заходящего солнца, переливаясь всеми цветами спектра (Сосна в Сен-Тропезе, 1909, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), или наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков. Все исполнено красоты и увидено глазами живописца, влюбленного в жизнь (Песчаный берег моря, 1890, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Тартаны, разукрашенные флагами, 1893, Вупперталь, Гор. музей; Красный буй, 1895, Париж, музей Орсе; Сен-Тропез, 1897, Сен-Тропез, Музей Аннонсиад; Папский дворец в Авиньоне, 1900, Париж, музей Орсе; Константинополь. Ени-Джани, 1909, Брюссель, частное собрание; Порт Роттердама, 1907, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Марсельский порт, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
В пейзаже Синьяк непосредственнее и искреннее, чем в фигурных композициях, где его живописный темперамент в большей степени скован программными установками и теориями. Фигуры людей в картине Завтрак (1886—1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер) кажутся навеки застывшими в своих позах, здесь все неподвижно, даже свет и воздух, и само время словно остановилось. Напротив, Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном тактами и углами, тонами и красками (1890, Нью-Йорк, частное собрание) — так подписал его автор, исполнен динамики завихряющихся орнаментальных узоров (Фенеон — критик, выступавший в защиту многих художников-новаторов и написавший статью о Синьяке в 1890). Портрет Фенеона свидетельствует об интересе Синьяка к проблемам монументально-декоративного искусства. Художник много путешествовал, посетил Голландию, Италию, Россию. Работал в литографии, акварели. Он был неутомимым тружеником, и даже последние его произведения исполнены необыкновенной свежести и живописного мастерства (Канал Сен-Мартен, 1931—1933, Париж, частное собрание).

Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1913; Калитина Н. Н. П. Синьяк. Л., 1976; Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников / Сост. К. Г. Богемская. М., 1976; Cachin F. Paul Signac. Paris, 1971; Kornfeld E. W., Wick P. A. Catalogue raisonné de l’œuvre gravé et lithographié de Paul Signac. Berne, 1974.
В. Стародубова. Поль Синьяк // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика