Парижская школа (франц. Ecole de Paris), условное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910-20-х гг. в Париже. В узком смысле термином «Парижская школа» обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, X. Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.). В широком смысле понятием «Парижская школа» объединяют художников (французов и иностранцев), живших преимущественно в парижском районе артистической богемы Монпарнас.
Термином «Парижская школа» определяют группу художников иностранного происхождения, приехавших в начале XX в. в столицу Франции в поисках благоприятных условий для развития своего таланта и редкостной свободы самовыражения – результата постоянного общения и плодотворного соревнования. Основополагающую роль в этом сыграли импрессионисты, и не только потому, что они больше всего способствовали развитию искусства за пределами Франции, но и потому, что Париж и его окрестности были общим, ни с чем не сравнимым источником вдохновения.
В 1886 в Париже Ван Гог положил начало необратимым изменениям. В его примере уже заключалась двойственность, которая станет главной особенностью представителей Парижской школы – хотя Париж позволил им выразить свои истинные чувства и воплотить творческие замыслы, они никогда не забывали о своих корнях.
В начале XX в. в Париже существовали три крупных художественных центра: Монмартр, От-Вожирар и Монпарнас. В первом работали самые известные мастера. Эти художники, преимущественно еврейского происхождения, приехавшие из Центральной и особенно Восточной Европы, спасались от жестоких социальных условий и еще в большей, может быть, степени от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. Поляк Евгений Зак в первый раз жил в Париже в 1900-1901, а затем – с 1904.
Вскоре поток художников-эмигрантов стремительно возрос. Известный уже в качестве графика Жюль Паскен приезжает из Мюнхена в рождественскую ночь 1905. Затем, в 1906, из Ливорно перебирается Амедео Модильяни, а в 1908 – Леопольд Готтлиб и в 1910 – Марк Шагал и Моисей Кислинг, один из России, другой из Кракова. Пинхас Кремень и Михаил Кикоин, ученики Школы изящных искусств в Вильнюсе, приезжают в 1912, а их соученик Хаим Сутин - в 1913. В том же 1913 в Париже появляется японец Фужита. За исключением Паскена эти художники испытывали сильные материальные затруднения и поселились на Монпарнасе, в мастерских Ла Рюш, в то время как Монмартр, занятый несколько раньше, оставался преимущественно владением кубистов – «банды Пикассо», занимавшей в 1904 «Бато-Лавуар».