Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_dpiejl4nbrqo3ct30jt9fqnok7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_dpiejl4nbrqo3ct30jt9fqnok7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Поль-Эмиль Бертон Плакат 17-й групповой выставки в Салоне Ста в декабре 1895Ар Нуво (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) — французское название искусства периода Модерна рубежа XIX—XX вв.

Однако правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них — флореальному, или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции. Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала "Современное искусство" («L’Art Moderne"), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром.

Термин "Ар Нуво" охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники А. Ван де Ведде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимар. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L’Art Nouveau" ("Дом Нового Искусства"), где показывали произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников А. Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена, Л. К. Тиффани, выполненные в "новом стиле", отчасти напоминающем восточный. Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусаяв магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников1. Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Существенно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейкодним из первых "нашел" изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах. Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса — У. Крэйном, Э. Бёрн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками "Эстетического движения", возглавляемого О. Уайлдом. Независимо от них французы Э. Дега, П. Гоген и "понтавенцы", Э. Мане, Ж.-Л. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже В. Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Дивизионист Ж. Сёра, а вслед за ним М. Дени и художники группы "Наби" стали придавать символическое значение изогнутым линиям, "восходящим" и "нисходящим" музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Дж. Уистлер.

Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с А. Ван де Велде, В. Орта и Э. Гимаром, создававших свои флореальные "биоподобные" формы (см. биоморфизм). В 1892—1893 гг. В. Орта выстроил знаменитый особняк Тассель в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений. В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками "ударом бича". Именно эта линия стала впоследствии визитной карточкой "стиля модерн" в Европе Ассоциативная связь). В 1898—1990 гг. Гимар создавал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году А. Энделль — фантастический декор фасада фотоателье "Эльвира".

Гимар Балконная решетка

Однако архитекторы "нового стиля" придавали флореальным формам новое содержание, выходящее за рамки простой стилизации растений. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного "перетекающего" пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала (см. также "органическая архитектура"). Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность "нового стиля". Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажорелем и братьями Дом.

Гале Настольная лампа в форме цветка

Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы произведения искусства сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX—XX вв.. Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.
Гастон Шале La dеcoration moderne dans le textile 60 motifs en couleur.4