Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_mj6qcigs8i6kekmbkq8vak5466, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_mj6qcigs8i6kekmbkq8vak5466, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Ходлер ГрёзаЮгендштиль — немецкое название искусства периода Модерна; более точно — регионального течения Модерна, аналогичного французскому Ар Нуво ("Новому искусству"). Возникновение югендштиля, как и франко-бельгийского Ар Нуво, ознаменовалось обращением живописцев к орнаментальному и декоративному искусству. Ощущая потребность взаимодействия искусств и распространение эстетических принципов в область проектирования мебели, интерьера — тенденции, характерные для периода Модерна конца XIX — начала XX вв., — немецкий живописец Отто Эккманн (1865—1902) в 1894 г. в Мюнхене неожиданно сжег свои картины и стал разрабатывать эскизы тканей, обоев, мебели, оформления книг, в основу которых, так же как и Х. Обрист, В. Орта и А. Ван де Велде в Брюсселе и Париже, положил мотив извилистой линии стеблей растений, волны, языков пламени и вьющихся локонов томных красавиц. Два года спустя был основан журнал "Югенд", привлекавший молодых мюнхенских художников. Для первого номера журнала Эккманн сделал иллюстрации в "новом стиле", соединив флореальные мотивы со стилистикой, почерпнутой в японском искусстве. Эккманн преподавал декоративное искусство в Берлинской художественной школе, сотрудничал с Х. Обристом, Б. Панкоком, Р. Римершмидом.

В 1897 г. великий герцог Эрнст Людвиг фон Гессен (внук английской королевы Виктории) перед основанием Дармштадтской колонии художников посетил Англию, где, вероятно, познакомился с деятельностью мастеров объединения "Искусства и ремесла". В том же году герцог поручил Ч. Эшби и М. Скотту, художникам круга У. Морриса, оформление интерьеров своего особняка в Дармштадте.

Ольбрих Свадебная бащня в Дармштадте 1908

Так идеи У. Морриса, восходящие к ранним прерафаэлитам, о внедрении красоты во все стороны жизни, проникли в Германию. В 1897 г. Р. Римершмид, Х. Обрист, Б. Панкок и О. Эккманн создали в Мюнхене организацию подобную английской: "Объединенные мастерские искусства и ремесла". В 1899 г. в мастерских Дармштадта трудились Й. М. Ольбрих, Х. Христиансен, П. Беренс, Р. Боссельт, П. Хубер, П. Бюрк, Л. Хабих. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Римершмид продемонстрировал "Комнату ценителя искусства" — одно из программных произведений Модерна (Россия на этой выставке демонстрировала ретроспективные изделия фирмы Фаберже и "Чугунный павильон" каслинского литья).

В 1907 г. усилиями П. Беренса, А. Ван де Велде, Р. Римершмида, Т. Фишера и А. Энделля был создан немецкий Веркбунд (союз художников и предпринимателей). Georges Lemmen Poster

В 1913—1924 гг. Римершмид был директором Мюнхенской художественно-ремесленной школы, в 1926 г. основал такую же школу в Кёльне. Его проекты становились все более рациональными и представляли собой "левое" ответвление немецкого югендштиля, смыкавшееся с нарождающимся конструктивизмом П. Беренса. Behrens Peter Berlin AEG Turbinenfabrik

В 1895 г. в Мюнхене с собственной выставкой дебютировали художники колонии Ворпсведе (селение на севере Германии). Живописцы Ф. Макензен, О. Модерсон, Х. Энде, Ф. Овербек удивили пресыщенную мюнхенскую публику романтическими пейзажами, свежим восприятием неяркой северогерманской природы. Лидером группы был Хайнрих Фогелер (1872—1942), пейзажи он сочетал в своем творчестве с увлечением книжной и прикладной графикой, культивируя изогнутые линии "флореального стиля" и ретроспективные мотивы, стилизуя японские, китайские, готические элементы. Одним из центров встреч художников югендштиля с 1895 г. стала "Березовая усадьба" Фогелера, его собственный дом в Баркенхофе, вокруг которого Фогелер посадил березки, будто сошедшие с его собственных пейзажей.Герман Обрист Удар бича

Римершмид Кувшин и чашки из мейсенского фарфорового сервиза Blaue Rispe, 1903-05

Сам дом, его интерьеры, мебель, обои, светильники сделаны по рисункам художника. В этом доме, как и в "Красном доме" У. Морриса , воплотилась мечта художников югендштиля о создании целостного стиля во всех видах искусства. В этом доме бывал австрийский поэт Райнер Мария Рильке, восхищавшийся ранним творчеством Фогелера и посвятивший ему в 1902 г. одно из своих сочинений в прозе. Сравнивая Фогелера с Д. Г. Россетти, Рильке писал: "Его жизнь — не от мира сего, простая и праздничная, скромная и великая... Его искусство выросло из этого сада... Сад — это его стиль, — цветущая и растущая действительность... Он художник тихого, немецкого Жития Девы Марии, которое проходит в маленьком саду". Сам Фогелер объяснял свои устремления: "Я не заметил, как сделал из своей жизни произведение искусства". Сотрудничая с Рильке, Фогелер с 1899 г. стал работать в книжной графике, оформлял издания стихов поэта. Позднее пути Рильке и Фогелера разошлись, поэт посчитал творчество художника ограниченным. Фогелер проектировал новые образцы мебели, сочетая их с подлинными крестьянскими, которые он находил в отдаленных деревнях. В оформлении интерьеров Бременской Ратуши (1903—1904) Фогелер соединил элементы Неоготики и "неоренессанса" с собственными флореальными мотивами. Устремлениям декораторов и орнаменталистов югендштиля близка символистская эстетика "Синего всадника", объединения, созданного в 1911 г. в Мюнхене Ф. Марком и Кандинским Например, Лирическоу. В 1899 г. усилиями русского посланника А. П. Извольского было организовано "Русское художественное общество в Мюнхене" с целью помощи молодым русским художникам в Германии. Роль этого объединения была незначительной, но факт его появления свидетельствует о "плодотворном взаимодействии русского и немецкого спиритуализма" (слова Кандинского). В дальнейшем в искусстве германского, польского, австрийского, скандинавского Модерна возобладали черты экспрессионизма и символизма, иногда поверхностного толка, смыкавшегося с салонным академизмом и декадентским искусством. В результате сложилось общее негативное представление о югендштиле как о реакционном искусстве, выражавшем мещанскую идеологию германской провинции.

Рильке Р. М. Ворпсведе. М.: Искусство, 1971. С. 84-86.

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства:

В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
Ассоциативная связь