Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_vp3o2hlpfbg5j5p0uiu6ouife2, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_vp3o2hlpfbg5j5p0uiu6ouife2, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Van Gogh. 1890 Branches d'amandier en fleurs

Северный модерн— течение в искусстве конца XIX — начала XX в. в странах Скандинавии и на севере России — в Петербурге (иногда под северным модерном понимают искусство исключительно скандинавских государств).

Северный модерн сложился в архитектуре Финляндии и Швеции под воздействием идей национального романтизма и общей эстетики периода Модерна в Европе. Постройки северного модерна отличаются суровым стилем, восходящим к традициям средневековой норманнской архитектуры с применением национальных мотивов декора, пластичного, экспрессивного силуэта и ритма простых геометризованных объемов, использованием выразительной фактуры природных материалов — крупных квадров тесаного гранита, дерева, в интерьерах — меди, латуни, стекла. Архитектура северного модерна органично вписывается в неяркий северный пейзаж с его блеклым небом, скалами и морем.

Наиболее известными мастерами северного модерна являются шведские архитекторы И. Класон,Р. Эстберг (см. Ратуша, Золотой зал), финн Л. Сонк и "финское трио" — Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, работавшие вместе, в частности в Выборге. Элиэль Сааринен (1873—1950), один из авторов здания вокзала в Хельсинки, говорил о творчестве своих коллег: "Мы вернулись к природе материала и старались найти простой путь его использования". Lars Sonck The Kallio church in Helsinki, Finland Lars Sonck 1908–1912

В архитектуре северного модерна сосуществуют несколько творческих методов. В одном из них зодчие стремились к стилизации — воспроизведению средневековых памятников северной архитектуры: норманнских за́мков и романских базилик, в другом — более подвержены изогнутым линиям франко-бельгийского Ар Нуво; в третьем — склонялись к рациональному направлению — композиции из геометрических форм и простых линий. Onni Tarjanne Finnish National Theatre, Helsinki, Finland. Built 1902.

Примечательно, что с 1923 г. Э. Сааринен Старший работал в США, а его сын, Эро Сааринен (1910—1961), стал видным представителем неопластицизма, или интернационального стиля нового экспрессионизма. "Этнографическое" течение в искусстве северного модерна представлял финский художник Аксели Галлен-Каллела (1865—1931). В 1884—1889 гг. он учился в Париже, затем на родине проектировал частные дома, оформление интерьеров, иллюстрировал книги, занимался живописью и прикладным искусством. В его живописных произведениях и декоративных росписях на темы финской истории натурализм парадоксально сочетается с декоративной стилизацией, плоскостностью и орнаментальным началом. Наиболее известны иллюстрации Галлен-Каллелы к финскому эпосу "Калевала" (1891). Искусство этого финского художника оказалось близким стилизаторским устремлениям части петербургского кружка художников "Мир искусства", возглавляемого А. Н. Бенуа. Член объединения С. П. Дягилев, угадав "готовность России принять искусство северных художников", устроил в январе 1898 г. в Петербурге, в музее Училища технического рисования барона Штиглица, совместную выставку "русских и финляндских художников". На выставку приехал шведский живописец, скульптор и гравер Андерс Цорн (1860—1920). Его произведения, в особенности офорты, выполненные свободным, артистичным штрихом, вызвали у петербургских художников восторженные отклики. Gallen-Kallela Мать Лемминкяйнена, 1897 г.

В начале XX в. стало ясно, что жанр лирического северного пейзажа в произведениях этих художников не уступает лирической поэзии "серебряного века". Самый знаменитый из архитекторов петербургского северного модерна — Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870—1945), швед, родившийся в Петербурге. Лидваль — автор здания гостиницы "Астория" на Исаакиевской площади, в котором сочетаются черты северного модерна и Неоклассицизма (см. также модерн-классицизм), зданий банков и жилых домов, представляющих собой вполне оригинальный классический "лидвалевский" стиль. Другие петербургские зодчие северного модерна — А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, М. М. Перетяткович, И. А. Претро.

Onni Tarjanne Detail of Finnish National Theatre facade1902.В отличие от шведского и финского вариантов петербургский северный модерн классичнее, в нем чаще появляются "итальянизмы", мотивы венецианских палаццо и даже элементы палладианства. Декоративные мотивы — рога изобилия, гирлянды, картуши, грифоны. Замко́вые камни украшают маскароны. Характерная деталь: маска Гермеса, древнегреческого бога торговли (соответствующая функции здания), становится похожей на скандинавского бога О́дина, которого также изображали в крылатом шлеме, но бородатым. Под воздействием романтических персонажей опер Р. Вагнера (см. "Кольцо Нибелунга") на фасадах зданий появлялись фигуры могучих тевтонских воинов, скандинавских богов и дев Валькирий с крыльями, как у летучих мышей. Женские и мужские маски в шлемах или с обручем вокруг головы перемешивались с греческими букраниями, вазонами и орнаментом меандра. Оригинальным произведением северного модерна является здание соборной мечети на Кронверкском проспекте в Петербурге (проектные предложения Н. В. Васильева, 1908—1910). Композиция, свойственная мусульманской архитектуре, с рёберным куполом (по образцу купола мавзолея Гур-Эмир в Самарканде; см. т. 5, рис. 614), двумя минаретами и порталом — пештаком, сочетается в этом здании, весьма необычно, с петербургской гранитной облицовкой из грубо обработанных квадров, что придает мечети "скальный вид". Эту особенность можно почувствовать вблизи, и "тогда родство сооружения с суровыми образами северного модерна — вопреки вынужденному эклектизму общего решения — становится достаточно очевидным". Полихромные и небесно-голубые изразцы, использованные в отделке купола, минаретов и портала, изготавливали в мастерской П. К. Ваулина. При реставрации здания в 1990-х гг. не выдержавшие влажного климата изразцы заменили фарфором, в результате купол превратился в огромную перевернутую "фарфоровую чашку". В живописи увлечению темами жизни северных славян отдал дань в начальном периоде своего творчества выдающийся художник Н. К. Рёрих. Помимо облицовочной керамики и витражей, романтика северного модерна проявилась в искусстве так называемого датского, или копенгагенского, фарфора.

Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.

Власов В. В. Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

Лит-ра:

Иконников А. Новая архитектура Финляндии. М.: Стройиздат, 1972.

Кириллов В. Архитектура "северного модерна". М.: УРСС, 2001.

Кириков Б. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб.: Журнал Нева, 2003.