Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_jt8ikmb67amv6fgtrnhrar6g92, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_jt8ikmb67amv6fgtrnhrar6g92, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Пуссен Аркадские пастухи 1629-30

В "Истории эстетики" В. Татаркевич формулирует основные принципы искусства Классицизма, ссылаясь на теоретика Итальянского Возрождения Л. Б. Альберти (1404—1472), который, в свою очередь, как он сам утверждал, выдвинул их на основе изучения античного искусства:
1. Красота является объективным качеством, свойственным реальным предметам, а не их переживанию человеком.

2. Красота заключается в порядке, правильном размещении частей и установлении пропорций.

3. Красота воспринимается глазами, но оценивается разумом.
4. Красота является законом в природе, но целью в искусстве. Поэтому искусство способно превосходить ее.
5. Искусство должно обладать рациональной дисциплиной, поскольку оно пользуется наукой.
6. План или рисунок являются наиболее существенными для зрительного искусства...
7. Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои формы к соответствующему содержанию.
8. Великие возможности искусства были осуществлены античностью. С точки зрения порядка, меры, рациональности и красоты ее творения совершеннее природы и потому могут служить образцами для всех последующих поколений.

Лоррен Отплытие св. Паулы

В 1956 г. Г. фон Грюнебаум определил четыре составные части "классицизма как направления в культуре:

1. Прошлая (или чуждая) фаза развития культуры признается полной и совершенной реализацией человеческих возможностей.

2. Эта реализация усваивается как законное наследие или достояние.

3. Допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого (или чуждого) идеала.

4. Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры, принимаются как образцовые и обязательные для настоящего".


Слово "классический" служило в то время для обозначения требуемого качества литературного стиля: "classici" называли образцовых, получающих государственную поддержку писателей, a "proletarii" — плохих.


Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб.: Алетейя, 1997 (1898). С. 118.