Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_eio0ccfbibbks2ssrh4ukd4o42, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_eio0ccfbibbks2ssrh4ukd4o42, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

В истории русского искусства классицизм как идеология породил ряд художественных стилей, содержание, формы и последовательность которых отличаются от западноевропейских: это екатерининский классицизм; александровский классицизм; русский, или петербургский, ампир; московский классицизм.

Антропов Портрет Екатерины II 1766

Екатериниский классицизм господствовал в русском искусстве на протяжении второй половины XVIII в. Его возникновение и развитие связано с годами правления императрицы Екатерины II (1762—1796). Немецкая принцесса из Анхальт-Цербстского дома София Августа Фредерика была выдана в 1745 г. за наследника российского престола Карла Петра Ульриха, внука Петра Великого (сына Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштинского; на российском престоле известен под именем Петра III). Дворцовый переворот в июне — июле 1762 г. сделал немецкую принцессу российской императрицей. Переменив веру, бывшая лютеранка получила новое имя Екатерины Алексеевны, в честь Екатерины I, супруги Петра Великого. Свое образование, как и обучение русскому языку, молодая Екатерина начала уже в Петербурге с трудов Монтескьё, Вольтера, "Анналов" Тацита и философского словаря П. Бейля. Екатерина стремилась ввести при русском дворе "вежливость, приличные манеры и пристойное поведение", способствовала распространению просвещения и "смягчению нравов". Она любила сравнивать себя с героями античности. Екатерина II за свою жизнь прочла огромное количество книг и большую часть дня — как она сама не забывала подчеркивать — проводила за письменным столом. Несмотря на позднейшие скептические высказывания историков в отношении ее подлинной образованности, живые свидетели этого блестящего царствования возвеличивали императрицу именно за это. Австрийский дипломат князь де Линь остроумно назвал императрицу "Екатериной Великим", Вольтер — "блестящей звездой Севера".

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия. 1783

Французский посол граф де Сегюр отмечал: "Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом; в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям". В знаменитой переписке с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы по Европе. Своей главной задачей императрица-писательница считала духовные преобразования, "работу над умами в варварской стране". В то же время "хитрая и сластолюбивая женщина" демонстрировала свою "русскость", приверженность национальной партии. И ей удалось в конце концов стать "матушкой царицей". До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, "построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира". Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры — "Северная Пальмира", в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от грубой политики Петра I и легкомысленной — Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни. Мало понимая в живописи, Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев. Екатерина Вторая — создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге. Первый проект Академии («Académie du Nord" — франц., "Академия Севера"; 1757) был заказан графом Шуваловым в Париже Ж.-Ф. Блонделю Младшему, архитектору и теоретику французского неоклассицизма.

Джакомо Кваренги Здание Академии наук 1783-89

Здание Академии художеств в Петербурге проектировал также француз, кузен Ж.-Ф. Блонделя, архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729—1800). Руководил строительством А. Ф. Кокоринов (1726—1772), в 1768—1772 гг. ректор Академии. Фасад здания представляет собой замечательный образец раннего екатерининского классицизма, ориентированного на французский "Большой стиль" Людовика XIV. В то же самое время боковые ризалиты здания, колонны и "французский руст" напоминают фасады зданий на площади Согласия в Париже (архитектор Ж.-А. Габриэль). В 1782 г. на куполе здания Академии художеств установили скульптуру работы И. П. Прокофьева — сидящая фигура императрицы Екатерины в образе богини Минервы, покровительницы наук и искусств. Первыми профессорами Петербургской Академии были французы Л. Лагрене, Л.-Ж. Ле Лоррен, Н. Жилле. Екатерина II, как она сама писала, "была обуреваема страстью к строительству". Возведение грандиозных ансамблей в столице стало традицией российских императоров. В 1762 г. учреждена "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы", ее возглавлял А. В. Квасов, с 1772 г. — И. Е. Старов. С 1763 г. по проекту Деламота и под руководством Ю. М. Фельтена (1730—1801) одевали гранитом набережные Невы, в 1770—1780 гг. — бастионы Петропавловской крепости, берега каналов и рек. Ведуты Б. Патерссена, Ф. М. Матвеева, Ф. Я. Алексеева, С. Ф. Щедрина показывают город того времени (см. "Панорама Петербурга"; пейзаж; русский пейзаж). Императрица Екатерина умела привлекать талантливых людей, внушать им свои идеи либо их идеи делать своими, государственными. Талантливый итальянский архитектор Антонио Ринальди (1709—1794), начинавший работать в России при Елизавете Петровне и успевший создать в Ораниенбауме лучшие в Европе образцы стиля Рококо, стал одним из зачинателей нового художественного стиля. В 1766—1781 гг. он возвел дворец в Гатчине, в 1768—1785 гг. — Мраморный дворец в Петербурге (оба для графа Г. Г. Орлова). Мраморный дворец — самое итальянское из классических зданий Петербурга, тончайший ноктюрн из гранита, розового тивдийского и серого рускеальского мраморов, оттененных низким северным небом. В 1779 г. Екатерина вызвала шотландского архитектора Чарлза Камерона (1746—1811). Императрица ознакомилась с его книгой "Термы римлян" и захотела устроить нечто подобное "римским баням" в Царском Селе под Петербургом. Новый стиль современники называли "просвещенным", видя в нем, вероятно, не столько связь с философскими идеями французских просветителей, сколько "безразличие к зодчеству прошедших веков". Однако именно это течение европейского Классицизма, отличное от античных реминисценций Камерона, потерпело в России неудачу.

Баженов Пашков Дом

Выдающийся зодчий Василий Иванович Баженов (1738—1799), получив образование во Франции, вернулся в Россию и задумал возвести грандиозный ансамбль в духе европейского "просветительского классицизма" в самом центре старой России — в Московском Кремле. Императрица Екатерина, по обыкновению, сделала идеи Баженова своими. Проект "Кремлевской перестройки" предусматривал частичное "снятие" стен старого Кремля и заключение соборов внутрь огромных колоннад. "Новый Форум" с площадями, арками и триумфальными колоннами должен был выражать величие России в формах, чуждых традициям русского искусства. В 1767 г. в Москве императрица обсуждала с архитектором общий план, затем последовало распоряжение о создании специальной Экспедиции кремлевского строения, и в 1768 г. был утвержден проект Нового Акрополя.

Джакомо Кваренги Смольный институт 1806

Но в 1771 г. в старой столице вспыхнула эпидемия чумы, и все увидели в этом грозное предупреждение о последствиях разрушения кремлевской святыни. Последовали другие неудачи. Позднее Н. М. Карамзин сравнит проект Баженова с "Республикой" Платона и "Утопией" Т. Мора, добавляя, что им можно удивляться только в мыслях, но не на деле. Окончательно проект, на который уже были истрачены огромные средства, остановлен Екатериной в 1773 г. — в ужасный год Пугачевского бунта. Теперь в художественных предприятиях, как и в государственной политике, Екатерина стала более осмотрительной. В Петербурге возобладал в меру консервативный и несколько однообразный классицистический стиль Дж. Кваренги (1744—1817), итальянского архитектора из Бергамо, приехавшего в Россию в том же 1779 г., что и Ч. Камерон. Архитектор Кваренги — поклонник А. Палладио (см. палладианство), и его белоколонные портики с треугольными фронтонами, как две капли воды похожие друг на друга, стали появляться повсюду: в здании Академии наук на Васильевском острове (1783), Коллегии иностранных дел на Английской набережной (1782), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783), Екатерининского института и Конногвардейского манежа (1804—1807), Смольного института (1806—1808).

Ринальди Мраморный дворец

Более оригинальна композиция Эрмитажного театра, созданная Кваренги в 1783—1787 гг., колоннады "Кабинета" (проект 1800 г.) у Аничкова дворца, в которой он необычно совместил колонны ионического ордера с дорическим фризом. В 1775—1785 гг. Фельтен возвел здание Старого Эрмитажа, где разместились художественные коллекции, и связал его с Эрмитажным театром чудесной аркой над Зимней канавкой. Со стороны Миллионной улицы Фельтен, несколько изменив проект Валлен-Деламота, оформил фасад Малого Эрмитажа в изысканном стиле раннего екатерининского классицизма, еще помнящего изящества елизаветинского рокайля. Тот же стиль продемонстрирован в шедевре — северной решетке Летнего сада (1770—1784). Будто соревнуясь друг с другом, екатерининские архитекторы создавали один шедевр за другим. В Царском Селе Камерон построил для императрицы "Камеронову галерею" (1783—1787).

Чарльз Камерон Камеронова галерея 1779-94По изяществу пропорций она не уступает, а может быть, и превосходит лучшие античные произведения. Екатерина не любила Большой царскосельский дворец, возведенный для Елизаветы архитектором Ф.Б. Растрелли Младшим в пышном "стиле рокайля". В 1778 г. Екатерина приобрела альбом рисунков в "этрусском стиле" работавшего в Риме Ш.-Л. Клериссо и поручила Камерону, ученику Клериссо в Италии, использовать их для отделки новых интерьеров царскосельского дворца. В 1781 г. императрица с восторгом писала барону Гримму, что Камерон заново отделывает для нее комнаты "в стиле чистого рафаэлизма". В оформлении "Зеленой столовой" чувствуется влияние "этрусского стиля" братьев Адам. В интерьере "Опочивальни" архитектор использовал облицовку из молочного стекла и колонки фиолетового стекла с золоченой бронзой, а также специально заказанные в Англии фаянсовые медальоны Дж. Веджвуда. Свое архитектурное образование совершенствовала и императрица. "Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре, — писала она Гримму, — вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно". В огромном количестве Екатерина заказывала гравюры с видами Рима, его античных построек, прежде всего офорты Дж. Б. Пиранези, художника, которого она предпочитала другим. В одном из писем Гримму императрица сожалеет, что Пиранези у нее имеется "только пятнадцать томов".