Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_pv4hllder13iva1naiqej1prh0, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_pv4hllder13iva1naiqej1prh0, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Лоррен Морской порт

Художественные стили Классицизма представляют собой воплощение идеи целостности, ясности, завершенности художественной формы. Эта идея впервые сформулирована древнеримским архитектором Витрувием: "Совершенно то, в чем ничего нельзя изменить, ни прибавить, ни убавить, не потеряв целого". Показательно также, что теория композиции (как и сам термин) родилась в эпоху Итальянского Возрождения, и в определении этого понятия Л. Б. Альберти почти без изменений повторил формулу Витрувия: "Композиция — организм, к которому нельзя ничего прибавить, ни убавить и в котором ничего нельзя изменить, не сделав хуже".

Пуссен Зима 1660-64

В связи с этим определением, в котором прочитывается стремление к нормативности, можно вспомнить и афоризм, приписываемый древнегреческому мудрецу Солону «Meden agan lian" (греч., "Ничего слишком"). В формальном отношении произведения искусства стилей Классицизма отличаются уравновешенностью, мерностью, гармонией пропорций (см. золотое сечение), масштабностью, артикуляцией — подразделением целого на части и одновременным их соподчинением, создающим ощущение единства в многообразии (см. логика красоты). Все эти качества объединяются понятием архитектоничности (выстроенности). Преобладающий способ формообразования — формосложение. В сравнении с композициями стиля Барокко классицистические отличаются скульптурностью, регулярностью, симметричностью. Наиболее ясно эти качества проявляются в композиции классической живописной картины XVI—XVII вв. и в архитектуре. В классицистической архитектуре горизонталь имеет преимущественное значение перед вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, отсюда обычное трехчастное деление фасада здания с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. На ось композиции последовательно, согласно принципу формосложения, нанизывается одна форма за другой. Особенно часты центрические в плане сооружения, например ротонда, обеспечивающая равноценность восприятия со всех точек зрения. Преобладают симметричные формы: квадрат, окружность, купол, полуциркульная арка. Такие композиционные приемы и формы создают ощущение завершенности и покоя. Исключается сама мысль о том, что "Сикстинская мадонна"Рафаэля, "Темпьетто"Браманте или"Источник"Ж.-О-Д. Энгра могли бы выглядеть как-нибудь иначе. При восприятии этих произведений мы наслаждаемся ощущением неизменной красоты. Правда, тут же закрадывается сомнение, подозрение в обмане.

Леонардо Витрувианский человек с золотым сечением

Классицистические композиции действительно впечатляют своей выстроенностью и предсказуемостью.

Пуссен Спящая Венера