Пикассо. Хлеб и фрукты на столе. 1909. Художники Альбер Глез и Жан Метценже выпустили теоретический манифест О кубизме (Du cubisme) в 1912 году в парижском издательстве Figuière. Истинными кубистами в манифесте объявлялись только члены группы Пюто, в то время как Пикассо и Брак были заклеймены как «галерейные кубисты».

Синтетический кубизм все больше превращался в интеллектуальную игру формами. Именно об этой его стадии писали Глез и Метсенже в работе "О кубизме", говоря, что подражание — ошибка, что объективность, как признала и философия, химерична. Важно новое пластическое сознание. Для Аполлинера кубизм — «пластический порядок». В качестве мотивов изображения использовались бытовые предметы: трубки, бутылки, карты, музыкальные инструменты, шахматы. Это—массовая продукция, хорошо знакомая, что имело особое значение, так как художник часто представлял не весь предмет, а только часть его, скажем, не всю виолончель, а только гриф и часть абриса корпуса, однако зритель мысленно дорисовывал фрагменты до целого в своем сознании; он словно видел объект, хотя тот полностью не изображался.