Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_o6vnt947h35cif0je2i399akq3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_o6vnt947h35cif0je2i399akq3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Данте Габриэль Россетти. Автопортрет Английский живописец, график и поэт родился в 1828 г. в Лондоне и умер в 1882 г. в Бирмингеме. Данте Габриэль был сыном итальянского политического эмигранта и вырос в среде, связанной с искусством и литературой. Его отец сначала был хранителем скульптуры в музее Неаполя, а затем профессором итальянского языка в Кингз-колледже. Художественное образование Россетти было отрывочным. Он учился рисунку у Котмена, в 1845—1846 посещал классы Королевской академии художеств, но не прошел полного курса. Затем некоторое время учился у Брауна. Встреча с Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Миллесом, испытывавшими ту же неудовлетворенность современной живописью, стремившимися к ниспровержению мертвенных штампов академизма, привела к созданию в 1848 Братства прерафаэлитов. Молодые художники искали опору не только в искусстве Раннего Возрождения, мастера которого привлекали их искренностью чувства, чистотой и простотой форм, пытливым отношением к миру. Они увлекались Средневековьем, поэзией английских романтиков. Импульсивной натуре Россетти особенно был близок Дж. Китс, с его интенсивностью чувств и ярко выраженным романтическим индивидуализмом. Большое впечатление на прерафаэлитов произвело творчество вновь открытого ими Блейка (именно Россетти приобрел в 1847 его иллюстрированную рукопись).

Самые значительные свои произведения Россетти создал в 1850-е — нач. 1860-х. Большинство из них связано с образом Э. Сиддал, подруги, а затем жены художника. Ее необычная внешность привлекла многих членов братства, сознательно избегавших профессиональных натурщиков. Черты Сиддал и общий ее облик переосмыслен прерафаэлитами в своеобразный канон женской красоты. Россетти, избегая тем из современной жизни, чаще всего обращался к библейским сюжетам и образам героев средневековых легенд. Композицию обычно строил на сочетании нескольких крупного масштаба фигур переднего плана и плотно заполненного предметами и персонажами фона. Эти детали и действующие лица на заднем плане то реальны, то фантастичны, словно миражи, проникающие сквозь стену. Они полны глубокого подтекста, скрытого смысла, что предвещает в значительной мере европейский символизм. Герои художника внешне статичны, углублены в собственные мысли, некоторые из них словно погружены в мир сновидений. Однако внутренне они исполнены напряженного чувства, что обнаруживается во взгляде, жесте, прикосновении. Мастер не боится утрировать пропорции тела или рук, необычных ракурсов, сложных постановок. Главным средством выразительности становится для него линия. То угловатый и ломаный, то текучий рисунок контуров удлиненных фигур, подчеркивающий изысканную, иногда нервическую утонченность образов, придает особую экспрессию образам. Минимальная светотень, работа локальным, независимым от освещения пятном, наконец, своеобразная боязнь пустоты, заставляющая заполнять фон разнообразными мотивами, сплетающимися в единый ритмический рисунок, сообщают многим композициям мастера особую орнаментальную декоративность. Россетти менее других прерафаэлитов склонен к натуралистической детали. Его форма была не только декоративной, но и обобщенно-монументальной. Тягу к монументальному искусству он пытался реализовать в 1857 вместе с группой единомышленников в росписях здания Дискуссионного клуба Оксфордского университета. Опыт в целом оказался не вполне удачным из-за плохого владения техникой фрески, но сохранились прекрасные рисунки и эскизы Россетти на тему Смерти короля Артура Т. Мэлори. Мастер внес большой вклад в искусство книги. Он принимал участие в издании стихов А. Теннисона (1857), Базара гномов К. Россетти (1862), Аталанты А. Суинберна (1865), Божественной комедии Данте (1865) и др. Кроме иллюстраций он уделял большое внимание оформлению переплетов. Его обложки отличает строгость и простота, их дизайн предвосхищает издания 1900-х.

Личной и творческой трагедией стала для художника смерть жены в 1862. Тогда же он создал последний, посмертный портрет Э. Сиддал в образе Беатриче (Beata Beatrix, 1863—1864, Лондон, галерея Тейт). Россетти стал вести все более замкнутый образ жизни. Выставлять свои произведения он отказался еще в 1850, после яростной атаки критиков на прерафаэлитов. Начал строить свои композиции на изображении одиночной, сосредоточенной на своих мыслях, идеализированной женской фигуры. Этот образ был вдохновлен Дж. Берден, женой У. Морриса, ставшей второй музой Россетти. В последние годы мастер все более испытывал влияние Берн-Джонса и У. Морриса, для компании которого выполнял отдельные заказы.

Другие произведения: Детство Марии (1849), Ecce Ancilla Domini (Благовещение, 1850), Напев семи башен (1857), Брак св. Георгия и принцессы Сабры (1857, все — Лондон, галерея Тейт), Сон Данте (1870—1871, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера), Дневные мечты (1880, Лондон, Музей Виктории и Альберта).


Т. Воронина. Данте Габриэл Россетти // Европейское искусство. 2006.

Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975;

Waugh E. Rossetti, his Life and Works. London, 1928;

Surtees V. The Paintings and Drawings of Dante Gabriel Rossetti. A Catalogue raisonne. Oxford, 1971. 2 vol.