Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_vsc5sv2vpbd5tmjjj3038sll43, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_vsc5sv2vpbd5tmjjj3038sll43, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Французский художник, родился в 1880 г. в Шату. Его родители, коммерсанты, готовили Дерена к карьере инженера, но уже в 19 лет он поступает в академию Э.Карьера и посвящает себя живописи. Его поддерживает его друг Вламинк, с которым он познакомятся в 1900. Вместе они работами в одной мастерской на острове Шату. Которая стала центром фовизма. Вскоре, столь разные, они выбирают и разные направления: Вламинк объявляет себя «инстинктивным» художником, а характер Дерена, требовательный и беспокойный, влечет его к размышлению о культуре, особенно к музейному искусству. В Лувре, где вместе с Линаре и Пюи он копировал работы старых мастеров. Дерен привлек внимание Матисса свободой и силой своих интерпретаций. И хотя его творчество было прервано долгой службой в армии (1900-1904), он постоянно обменивался с Вламинком интересными письмами.
В 1900 г. он познакомился с М. Вламинком. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. В 1905 г. вместе с Матиссом Дерен совершает поездку на юг Франции, в Коллиур. Природа Коллиура и, особенно, южное освещение произвели на художника неизгладимое впечатление. Под влиянием увиденного он создает очень яркие и красочные пейзажи.
Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине «Порт в Коллиуре» (1905, Музей современного искусства, Париж). Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца. Работам, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов («Порт в Гавре», 1905–1906; «Дорога среди гор», 1907 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок. 1906, Художественный музей, Базель). Оставив Средиземноморье, художник едет в Лондон. Его лондонская живопись также ярка и красочна. Мощные созвучия синих, красных и зеленых тонов создают ощущение влажной, подвижной атмосферы города («Биг Бен», 1905, частное собрание, Труа; «Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», 1906, частное собрание, Париж). В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с П. Пикассо и с художниками его окружения, что сильно повлияло на живописную манеру первого. Цветовая гамма становится сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты художника близки произведениям П. Сезанна и ранних кубистов («Монтрёй-сюр-Мер. Гавань», 1910; «Роща», ок. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Музей современного искусства, Париж).
Характерной для этого периода стала картина «Гавань в Провансе» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана. Пейзаж безлюден, у причала стоят пустые лодки, по воде движутся парусники, на которых не видно команды. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. Главное средство выразительности в этом произведении — не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным.
В 1904 Матиссу удалось убедить родителей Дерена позволить их сыну окончательно посвятить себя живописи. Эти годом датируется картина «Шлюпки в Пеке» (Париж, Нац. Музей современного искусства, Центр Помпиду), написанная сильными, чистыми и неистовыми красками. Летом 1905 вместе с Матиссом Дерен отправляется в Коллиур. Его техника, с широкими квадратными мазками, напоминает технику Матисса, чьи работы, непорывая полностью с дивизионизмом, приобрели красочный лиризм и решительную фактуру. Пейзажи Дерена будут выставлены в знаменитой «клетке диких» на Осеннем салоне 1905 («Коллиур», Труа. дар П. Леви).
Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Печальные картины разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго; «Люси Канвейлер», 1913, Музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914, тина «Лодки в Нуармутье» (1950, частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. Веет печалью и одиночеством от последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным («Пейзаж», 1954, частное собрание, Франция).
Амбруаз Воллар, с которым Дерена познакомил Матисс, купил у него все его произведения, что позволило художнику отправиться в Лондон, где в 1905-1906 он создал свои знаменитые вилы Гайд-Парка и блестящую серию набережных Темзы (Сен-Тропез, музей). С 1907 предпочтения фовистов разделяются. Дерен покидает Шату и отдаляется от Вламинка, он поселяется на Монмартре, на улице Турлак, около «Бато-Лавуар». у него появляются новые друзья - Брак, Макс Жакоб, Аполлинер, ван Донген, Пикассо. Не жертвуя полностью цветом, появившимся в Шату, Коллиуре и Лондоне, он отходит от сильных эффектов, как и Брак в эту же эпоху. И хотя Дерен еще не подошел к кубизму, композиции его полотен приобретают все более жесткий характер, как в пейзажах Касси (Труа, музей П. Леви) или в «Купальщицах» (1908, Нью-Йорк, Музей современного искусства), навеянных, вероятно, картиной Пикассо «Авиньонские девицы». Картины «Мост в Кане» (Вашингтон, Нац. гал.) или «Вид Кадака» (1910, Базель, Художественный музей) напоминают произведения Сезанна. Вскоре в творчестве Дерена появляются различные мотивы: итальянской и нидерландской живописи XV в. («Окно в парк», ок. 1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства), народные картинки («Шевалье X», 1914, Санкт-Петербург. Гос. Эрмитаж), средневековая живопись («Выпивохи» . 1913. Токио, музей). На протяжении 15 послевоенных лет группа молодых художников рассеялась, а у критиков и публики обострилось национальное чувство и жажда традиционализма. Дерен был объявлен «самым великим из живущих французских художников». Сальмон, Аполлинер, Эли Фор, Клайв Белл восхваляли его за эклектизм, главную черту его творчества, которая сегодня кажется скорее негативной. Музейная культура оказывает все большее вляиние на решение живописных задач и на технику Дерена: его обнаженные напоминают то Курбе, то Ренуара, а пейзажи - то Коро («Базилика Сен-Максимен», Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), то барбизонцев или даже Маньяско («Вакханки», 1954, Труа, музей П. Леви). Его блестяще исполненные портреты напоминают византийскую, венецианскую, испанскую живопись или портреты Энгра.
Отныне творчество Дерена находится под прямым или косвенным влиянием театрального искусства, идет ли речь о впечатляющей картине «Пьеро и Арлекин» (1924, Париж, дар Вальтер-Гийома) или о его декорациях и костюмах к балетам «Фантастическая лавка» для Дягилевских сезонов (1919), «Jack in the Box» Э. Сати (1926), «Мамзель Анго» (1947) или «Севильский цирюльник» (1953) для театра в Экс-ан-Провансе. Дерен был и блестящим иллюстратором, преимущественно, гравером на дереве (в этой технике он работал с 1906), он создал иллюстрации к «Разлагающемуся чародею» Алоллинера (1909), «Шутовским и мистическим произведениям брата Матореля, умершего в монастыре в Барселоне» Макса Жакоба (1912), «Ломбард» Андре Бретона 1916) и «Гелиогабаль» А. Арто (1934).
Возвращение Дерена к традиционным ценностям после блестящего фовистского периода совпадает с началом кубизма его друзей Брака и Пикассо, отказавшись от которого Дерен направил свои творческие поиски совсем в другом направлении. С самого начала его творчество свидетельствует о сомнениях этого бесконечно одаренного и образованного художника и о его желании создать новый французский классицизм. Произведения Дерена представлены в большинстве крупных музеев Европы и Соединенных Штатов, а также в многочисленных частных собраниях, в частности, в собрании Пьера Леви в Труа, которое в 1976 было передано государству, и в собрании Вальтер Гийома, хранящемся в музее Оранжери в Париже.

Хронология жизни
1899 Знакомится с Анри Матиссом и Альбером Марке.
1900 Встречается с Морисом де Вламинком.
1901 Знакомит Вламинка с Матиссом на выставке работ Ван Гога. Призван на военную службу.
1904 Демобилизирован из армии.
1905 Вместе с Матиссом работает в Каллиуре. Выставляется в Осеннем Салоне. После этой выставки Амбруаз Воллар покупает за три тысячи франков все картины Дерена.
1906 Сближается с Пабло Пикассо и художниками его круга.
1907 Женится на Алисе Принсе. Переезжает на Монмартр.
1909 Умирает отец Дерена.
1914 Отправляется рядовым солдатом на фронт.
1916 Проходит первая персональная выставка Дерена.
1928 Получает приз Карнеги.
1934 Умирает торговый агент Дерена, Поль Гийом.
1935 покупает дом в Шамбурси. Снимает мастерскую неподалеку от Люксембургского сада в Париже.
1941 Совершает поездку в Германию в рамках нацистской пропагандистской кампании.
1947 Продает свою парижскую мастерскую и окончательно "затворяется" в Шамбурси.
1954 Умирает 8 сентября в Гарше от ран, полученных в результате дорожного происшествия