Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_iife5sg2s9pr0cfkcu9t7rakv6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_iife5sg2s9pr0cfkcu9t7rakv6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Джордж Фредерик Уоттс. Портрет Э. Берн-Джонса. 1870 г. Английский живописец и график родтлся в 1833 г. в Бирмингеме и умер в 1898 г. в Лондоне. Э. Берн-Джонс учился в школе короля Эдуарда в Бирмингеме и готовился к карьере священнослужителя, однако встреча в Оксфорде с Уильямом Моррисом изменила его жизненные планы. Вместе они отправились в 1855 во Францию, где Берн-Джонс был потрясен готическим искусством, в котором впоследствии черпал вдохновение. В 1856 состоялось его знакомство с Россетти. В следующем году художник принял участие в росписях в здании Дискуссионного клуба Оксфордского университета, затеянных последним. Вместе с Россетти и Моррисом он вошел в группу, работавшую на принципах, близких прерафаэлитам. Большое влияние на дальнейшую творческую судьбу Берн-Джонса оказали два путешествия в Италию в 1859 и 1862 г. (второе он совершил вместе с Дж. Рёскиным). Увлеченность художника искусством Раннего Возрождения наиболее ярко проявилась в картине Король Кофетуа и нищенка (1884, Лондон, галерея Тейт), в которой, однако, близкая кватрочентистской трактовка пространства, ракурсы фигур, орнаментация приходят в противоречие с иератической напряженностью в общем облике и взгляде главной героини, выдавая мастера конца XIX в.

До 1877 г. Берн-Джонс выставлялся очень редко. Но после экспозиции в галерее Гросвено, ставшей на многие годы своеобразным центром позднего прерафаэлитизма, его слава, как на родине, так и за ее пределами, стала расти. В 1882 на Всемирной выставке в Париже он вместе с Ф. Лейтоном представлял Англию. В 1885 Берн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской академии художеств, но в 1893 отказался от этого звания. В 1894 получил титул баронета.

Как большинство его единомышленников из круга прерафаэлитов, Берн-Джонс избегал современных тем (за исключением портрета). Он обычно писал картины циклами на сюжеты из Средневековья и Античности, представляя легенду или миф в нескольких эпизодах. Его композиции наполнены напряженным аллегорическим смыслом (часто навеянным поэзией У. Морриса), что делает его одним из провозвестников европейского символизма. Художник всегда тщательно отделывал каждую деталь. Прирожденный рисовальщик, он и свои живописные произведения строил на линейных ритмах. Главный мотив, звучащий в фигурах переднего плана (обычно композиционно близкого рельефу, основанному на принципе изокефалии), затем разрабатывался подобно музыкальной вариации в более сложных и дробных ритмах фона, коврово заполненного многочисленными персонажами и орнаментами. Высокие декоративные качества его живописи сделали органичным переход к работе в прикладных видах искусства и книге. Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы У. Моррис и Ко и издательства Келмскотт Пресс. В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах.

Основные произведения: История Пигмалиона (1869— 1879, Бирмингем, Гор. музей и художественная галерея), Зеркало Венеры (1872—1877, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), История Персея (после 1875, Штутгарт, Гос. художественная галерея), Золотая лестница (1876—1880), Любовь среди руин (1893, обе — Лондон, галерея Тейт), иллюстрации к Сочинениям Джефри Чосера (совместно с У. Моррисом, 1896).


Т. Воронина. Эдуард Коли Берн-Джонс // Европейское искусство. 2006.

Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Harrison M., Waters B. Burne-Jones. London, 1973.