Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_8vhrue0vl1a195jl0kot06dde2, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_8vhrue0vl1a195jl0kot06dde2, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Итальянский художник, один из основоположников итальянского футуризма.
Родился 18 июля 1871 в Турине в семье аптекаря. По окончании школы работал в литографской мастерской, параллельно посещая художественные курсы. В 1891 несколько месяцев занимался в туринской Академии Альберти, затем практиковался в фотомастерской.
Приехав в Рим (1893), зарабатывал на жизнь как карикатурист и оформитель рекламно-упаковочных материалов.
Побывав в Париже в 1900, испытал влияние неоимпрессионизма Ж.Сёра и П.Синьяка. Завоевал репутацию как портретист (в работах этого времени, с их сдержанной, порой чисто черно-белой тональной гаммой, сказывается сильное влияние фотографии).
С 1904 давал частные уроки рисования; познакомился с У.Боччони и Дж.Северини, которые первоначально были его учениками.
В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования.
Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппе Томмазо Маринетти - писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва совсеми стилями и формами мышления прошлого.
В 1909 вместе с ними подписал Учредительный манифест футуристов, составленный Ф.Т.Маринетти. Увлеченный, как и его единомышленники, ритмами современной жизни, мотивами движения, тесно сопрягал принципы живописи с приемами фотографии (особое значение для него имел опыт фотоэтюдов движения, созданных фотографами Ж.-Э.Мари и Э.Мэйбриджем). Остроумно передавал в живописи движение автомобиля, полет ласточки и т.п. Обращался и к чисто абстрактным композициям.
Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина «Динамика собаки на поводке» (1912, частное собрание, Нью-Йорк).
В созданной в том же году картине «Девушка, бегущая на балкон» (1912, Городская галерея современного искусства, Милан) Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов «Синтез времени, места, формы, цвета и тона».
Среди его характерных картин – «Автомобиль: скорость, свет, шум» (1913, Кунстхаус, Цюрих), «Динамическая последовательность» (1913, частное собрание, Милан), «Выстрел из ружья» (1915, частное собрание, Милан), «Меркурий проходит мимо Солнца - вид в телескоп» (1914).
Первая мировая война усилила его мистико-теософские настроения: глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну Балла в 1915 вместе с художником Ф.Деперо опубликовал манифест «О футуристической реконструкции Вселенной». Тогда же Бала обратился к скульптуре («Кулак Боччони», «Линии силы, дерево и картон», 1915, частное собрание, Детройт).
К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса - подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги, которые можно считать первыми опытами кинетизма в искусстве.
В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество.
Так, средствами живописи он попытался выразить свои мистические умозрения в беспредметных полотнах и графических листах и передать феномен космического излучения («Преображение духовных форм», 1920).
Подписал манифест группы «Аэропиттура» (1929), провозгласивший наступление нового этапа футуризма. Однако на фоне творчества этой группы работы Балла тех лет – с их атмосферой загадочного отчуждения («Кресло странного человека», 1929, частное собрание, Рим) – приближаются скорее к «метафизической живописи» Джорджо де Кирико.
К концу 1930-х годов отошел от авангарда, обратившись к традиционной фигуративной живописи.
Умер Балла в Риме 1 марта 1958 в возрасте 86 лет.