Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_pbf06kle8eehd1240g7pjuh5e6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_pbf06kle8eehd1240g7pjuh5e6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Итальянский живописец и скульптор, теоретик искусства, один из лидеров футуризма.
Родился 19 октября 1882 в Реджо-ди-Калабрия, на юге Италии, в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме (1898–1902) в студии Джакомо Баллы. Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903–1904).
В начале творчества близок веризму, впоследствии испытал воздействие кубизма. Обосновавшись в Милане (1907), молодой художник познакомился с Ф.Т.Маринетти. Вдвоем они стали ведущими фигурами футуристического движения в стране. Боччони был одним из главных авторов «Технического манифеста футуристической живописи», опубликованного в 1910.

С 1910 - глава и теоретик футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих исполненных крайнего субъективизма произведениях пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей. Усвоив опыт кубизма, активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой.

В зрелых вещах мастера ключевые для этого направления понятия брутальной силы, скорости и энергии принимали вид тотальных катастроф, преобразующих старое общество в вихревой круговорот обломков и людских толп («Город восстает», 1910, Национальная галерея современного искусства, Рим), либо претворялись в образы психологических потрясений, как бы позволяющих увидеть человека изнутри («Состояния души. Те, кто ушли», 1911, частное собрание, Нью-Йорк). Как и его художники-соратники, Боччони разлагал форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения («Динамизм велосипедиста», 1913, частное собрание, Милан); при этом колорит его картин выделялся своим жестким драматизмом.

В 1912 выпустил «Технический манифест футуристической скульптуры», наметив в качестве главной задачи новой пластики «продолжение предметов в пространстве». Стремился контрастно сочетать различные материалы (к примеру, дерево и картон в «Динамизме скаковой лошади», 1914–1915, Музей П.Гуггенхейм, Венеция). К известнейшим его скульптурным вещам принадлежат «Развитие бутылки в пространстве» (бронза, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Уникальные формы длительности в пространстве» (бронза, 1913, там же), – последняя фигура, которая стремительно шагает, «растворяясь» во встречном ветре, великолепно выражает дух «бури и натиска», свойственный раннему авангарду.

Призванный в армию в начале Первой мировой войны, Боччони получил смертельное увечье, упав с лошади, и умер в Вероне 16 августа 1916