Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма.
Систематического художественного образования не получил.
Северини родился 7 апреля 1883 в Кортоне (Тоскана) в семье служащего прокуратуры и модистки. В 1899 году покинул родной город и переехал в Рим. Сумев найти место счетовода, он днем зарабатывал на хлеб насущный, а в свободное время посещал вечерние художественные курсы при Вилле Медичи. Занимался также в частной школе Дж.Балла, где встретил У.Боччони и познакомился с системой цветового дивизионизма. Осваивал последнюю также под влиянием живописи Ж.Сёра и П.Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906.
В Париже Северини познакомился и подружился с Амедео Модильяни, приехавшим в Париж почти одновременно с ним. Друзья весело проводили время и шли вместе к славе, «перегоняя друг друга на поворотах». В 1908 году картины Северини появились на выставках в Осеннем Салоне и Салоне независимых.
В 1909 он присоединился к группировке футуристов и вместе с У. Боччони, К. Кара и Дж. Балла подписал Манифест итальянских футуристов. Жил главным образом в Париже (в 1935-1946 — в Риме), часто наезжая в Италию.
В 1913 году Северини женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора. В 1915 у молодых супругов родилась дочь Джина.
От ранних пуантилистских вещей (Весна на Монмартре, 1908, частное собрание, Париж) перешел к более масштабным картинам, пронизанным бурной ритмикой форм, преображенных в красочное полуабстрактное зрелище. Главным источником мотивов для этих наиболее известных его произведений были ночные кабаре (Голубая танцовщица, 1912, частное собрание, Милан; Динамические иероглифы бала Табарэн, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В футуристических картинах Северини стремление подчеркнуть динамику изображаемого (путём совмещения разновременных эпизодов и зрительных аспектов с помощью идущей от неоимпрессионизма мозаически-дробной манеры письма) противоречиво сочетается с рационалистической выверенностью в композиции и колорите, чёткостью форм ("Танец "пан-пан" в Монико", 1910-11, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В ряде работ нашел выражение футуристический культ войны как «гигиены мира» (Поезд Красного креста, 1914, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк; Пушки в действии, 1915, частное собрание, Милан).
Дойдя до полной беспредметности (Сферическое распространение центробежного света, 1914, частное собрание, Милан), Северини затем обратился к фигуративным, достаточно традиционным образам (Материнство, 1916, музей Этрусской академии, Кортона). Аналогичный поворот от авангарда к неоклассике выражен и в его теоретических текстах (эссе «Символизм пластический и символизм литературный», 1916; «Машинизм в искусстве. Авангардная живопись»; оба сочинения — 1917; «От кубизма к классицизму», 1921).
В 10-е гг. и в конце жизни приблизился к абстрактному искусству, в конце 10-х и в 30-е гг. - к кубизму, в основном же работал в духе неоклассицизма. Крайне субъективистское стремление к созданию "вознесённых" над реальной жизнью форм "искусства будущего" постоянно приводило Северини к искажению и огрублению мотивов окружающей действительности.
В 20-е годы Северини увлекся фреской и даже расписал несколько церквей. Свой первый опыт в «церковной живописи» он изложил в книге «Церковное искусство» (1926).
В межвоенный период многочисленные монументально-декоративные композиции Северини (в замке Монтегуфони близ Флоренции, 1921-1922, и во Дворце правосудия в Милане, 1936-1937; росписи церквей в Швейцарии — во Фрибуре, Таванне, Лозанне, Ла Роше, 1923-1939, — и др.), равно как и станковые полотна (пейзажи античного Рима, натюрморты, мотивы комедии дель арте), с одной стороны, примыкали к «новеченто», ставшему официальным стилем фашистской Италии, с другой — вобрали в себя и немало элементов более приватной «метафизической живописи».
В 1935 году Северини вернулся в Рим. Этот переезд был связан с многочисленными заказами из Италии. Работа затянулась, в 1939 году началась вторая Мировая война, приковавшая семью художника к Риму. В 1936 году на ХХ Биеннале в Венеции у Северини был собственный зал с экспозицией. В 1942 году художнику даже удается провести несколько персональных выставок.
В 1940-1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу «Вся жизнь живописца» (1946). В этом же году Северини вернулся в Париж.
С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм. В 1959 году Северини работает над восстановлением (по памяти и фотографиям) своей самой знаменитой картины «Танец «пан-пан» в «Монико»», погибшей во время войны.
Умер Северини в Париже 26 февраля 1966 в своем парижском доме. Согласно последней воле художника, 15 апреля его тело было перезахоронено в родном городе Кортоне.


Хроника жизни
1883 Родился 7 апреля в Кортоне, в семье служащего прокуратуры.
1899 Вместе с матерью переезжает в Рим, где работает счетоводом и посещает вечернюю художественную школу
1901 Знакомится с Умберто Баччони и Джакомо Балла.
1906 Едет в Париж. Встречается с Амадео Модильяни и Максом Жакобом.
1908 Работы художника появляются в Осеннем Салоне и Салоне независимых.
1909 Подписывает манифест итальянских футуристов.
1913 Женится на дочери поэта Поля Фора. Первая персональная выставка.
1915 Пишет цикл военных картин. Рождается первая дочь художника, Джина.
1921 Публикует в париже свою работу "От кубизма к классицизму.
1924 Едет в Швейцарию, где работает над оформлением церкви в кантоне Фрибур. В последующие годы осуществляет еще несколько подобных проектов.
1929 Иллюстрирует книги Поля Фора и Поля Валери. Появляются первые две монографии о творчестве Северини.
1936 Участвует в оформлении Дворца правосудия в Милане. На XX Бьеннале в Венеции у художника собственный зал.
1942 Несмотря на крайне сложную обстановку, проводит несколько персональных выставок.
1959 работает над воссозданием (по памяти и по фотографиям) своей картины «Танец "пан-пан" в "Монико"», погибшей во время Второй мировой войны.
1966 Умирает 26 февраля в своем парижском доме. 15 апреля останки художника перезахоронены в Кортоне.