Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_kvfljukdhnrvg89kv94f1sofv6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_kvfljukdhnrvg89kv94f1sofv6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Ассоциативная связь


Существенную роль в английской литературе второй половины XIX в. сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. Основные проблемы и аспекты его искусствоведческих трудов и социально-политических эссе определялись неприятием машинной буржуазной цивилизации, отрицанием викторианского прогресса, упорными гуманистическими исканиями. Рёскин остро подчеркнул несовместимость мира подлинного искусства с буржуазной пошлостью, утилитаризмом. В оригинальных по форме художественных эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многим тенденциям в английской литературе XIX в. Полнее всего он сумел усвоить и сформулировать принципы романтической эстетики, но он также пришел к осознанию ряда принципов реалистического творчества. Отсюда - переходный характер эстетических воззрений Рёскина, состоящий в эволюции от романтизма к реализму. Не случайно больше всех из писателей XIX в. он ценил Вальтера Скотта, в творчестве которого на основе романтического метода развивались уже и реалистические принципы.

Эстетические трактаты Рёскина носили полемический характер. Опровергая идеи консервативных критиков, он создавал теории, проникнутые демократическим пониманием культуры, хотя в ряде его заявлений сказываются идеи феодального социализма. Трактат «Современные художники» (Modern Painters, 1843-1860) в пяти томах был задуман как слово в защиту художника Тернера, искусство которого не было понято критиками того времени; но в процессе написания этот трактат вырос в систематическое изложение эстетических идей Рёскина и явился замечательным произведением художественной критики в Англии XIX в. Идеи Рёскина стали популярными, а имя его - знаменитым.

Рёскин обращался к творчеству великих писателей и художников прошлого и настоящего с целью раскрыть высокие идеалы красоты, свободы, мира, понять смысл бытия и закономерности социального и культурного развития общества. В «Лекциях об искусстве» (Lectures on Art, 1870) Рёскин говорил о том, что искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь. В этом и состоит существо художественной правды.

Ведущую роль в эстетике Рёскина играет категория прекрасного. Критик много пишет об идеале красоты и создает особую английскую традицию в литературе и искусстве XIX в., заключающуюся в преклонении перед красотой как выражение резко критического отношения к капиталистическому обществу, враждебному красоте и искусству. Идею красоты, дающей ощущение счастья, Рёскин противопоставил безобразию буржуазной действительности. Прекрасное в его трактовке означает преимущественно нравственную силу и правду человека, стремящегося к совершенствованию и счастью, а также гармонию природных форм. С этой точки зрения осуществлялась Рёскином критика «искусства для искусства» и натурализма. Он отстаивал духовные ценности романтического и реалистического искусства. В его рассуждениях о психологии художественного творчества важное место занимали мысли о сущности воображения и фантазии.

Рёскин развивал мысль о связи эстетического и этического начал в искусстве и литературе. Для него характерно постоянное внимание к нравственному содержанию любой сферы художественной деятельности. По убеждению Рёскина, искусство может существовать и совершенствоваться только при условии надлежащего уровня нравственности. Разделение труда в капиталистическом производстве Рёскин расценивал как явление, враждебное искусству и творчеству. Преодоление пагубных последствий этого зла он представлял утопически -как возрождение ремесел и творческого ручного труда мастеровых средневековья. Обращаясь к искусству прошлого, он стремился внести в современную культурную жизнь представления о прекрасном, утраченные буржуазной цивилизацией.

Объяснение особенностей искусства со временем все больше становилось у Рёскина объяснением самой социальной действительности. Связь между искусством и реальностью он называл «политической экономией искусства». Рёскин был первым в истории английской эстетической мысли, кто поставил судьбы искусства во взаимосвязь с трудовой деятельностью человека. Искусство укрепляет и возвышает человеческую душу в том случае, когда оно неотделимо от здорового благородного труда, ибо творческий труд - это основа нравственности. В том же году, когда Рёскин закончил последний том трактата «Современные художники», посвященного проблемам искусства и теме гибели красоты в современном обществе, он начал печатать публицистическую книгу «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860-1862), в которой подверг беспощадной критике социально-экономические основы английского капиталистического общества и поставил вопрос о положении рабочих. Идеи другой книги «Fors Clavigera. Письма к рабочим и труженикам Великобритании» (Fors Clavigera. Letters to the Workers and Labourers of Great Britain, 1871-1884) многое объясняют в развитии острой социальной темы в английской литературе, и прежде всего темы рабочего класса. В публицистических книгах, обличавших капиталистическое общество, Рёскин выступил как представитель критического реализма в английской литературе XIX в., и эти книги стоят в одном ряду с лучшими произведениями критического реализма Диккенса и Теккерея, чартистской литературы и с творчеством писателей-социалистов, писавших о рабочем классе.

Рёскину как писателю и критику свойственны увлеченность, энтузиазм, пылкое восхищение прекрасным. Его искусствоведческие труды обладали большими художественными достоинствами. Он был великим мастером английской прозы. Стиль его эстетических трактатов, эссе, лекций, публицистических статей и книг отличается красочностью сравнений и метафор, поэтичностью интонации, удивительным богатством лексики, музыкальностью звучания. Рёскин был живописцем в искусстве слова; он мог передать словами все краски природы. Стиль Рёскина - литературного критика поражает аналитичностью, точностью наблюдений, богатством образов, красноречием.

Очень высоко ценил Рёскина Л. Н. Толстой, которому особенно близки были такие черты его эстетики, как поэтизация творческого ручного труда - труда ремесленника, создающего материальные и художественные ценности; проблема народного идеала; идея нравственной силы искусства, а также идея «христианского искусства». По мнению Л. Н. Толстого, Рёскин - «образованнейший и утонченнейший человек своего времени», «один из замечательнейших людей не только Англии и нашего времени, но и всех стран и времен. Он один из тех редких людей, который думает сердцем... и потому думает и говорит то, что он сам видит и чувствует и что будут думать и говорить все в будущем. <...> Сила мысли и ее выражение у Рёскина таковы, что несмотря на всю дружную оппозицию, которую он встретил и встречает... слава его начинает устанавливаться и мысли проникать в большую публику. Поразительные по силе эпиграфы из Рёскина все чаще и чаще встречаются в английских книгах»[1].

Эстетические идеи Рёскина оказывали прямое воздействие на культурную жизнь Англии; они повлияли на готическое возрождение в архитектуре, на движение прерафаэлитов. Влияние Рёскина ощутимо в творчестве многих английских писателей XIX и XX веков.

Комментарии

1. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. (юбилейное). - М, 1954. - Т. 31. - С. 70, 96.

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Джон Рёскин (John Ruskin, 1819-1900)



Ассоциативная связь

Рескин родился в 1819 году, в один год с королевой Викторией (она пережила его всего на год), и сам стал символом викторианской эпохи, когда англичане, застёгнутые на все пуговицы, правили огромной империей. Властная практичность и агрессивное развитие промышленности шли рука об руку с верой. Он получил хорошее образование и много ездил по стране. Увлекался рисованием и художниками. Открыл миру Тёрнера как великого пейзажиста. На выставке 1855 года появилась картина Г. Ханта «Свет мира», на которой показан Христос со светильником в руке рядом с закрытой дверью. Это был своеобразный манифест группы художников, за шесть лет до этого назвавших себя прерафаэлитами - этим они хотели обозначить поворот от Возрождения назад в Средние века, к вере в то, что в мире даже каждая пылинка напоминает нам о своём Творце. Данте Габриель Россетти, его брат Вильям, Гольман Хант, Джон-Эверет Милле, скульптор Валнер Коллинз. Как в России В. В. Стасов стал другом и громким голосом композиторов «Могучей кучки«, так и Рёскин был дружен с художниками-прерафаэлитами и стал голосом этого нового направления. Он писал: «Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхлённой земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это не мыслящим и не зрящим - таково назначение художника. Этого требует от него Бог». В таком ключе Рёскин написал свой четырёхтомный труд «Современные художники», который прославил его. И после этого в течение сорока с лишним лет он читал свою проповедь. Джон Рёскин со всей страстью выступал против прогресса. В дополнение к своим ныне диким взглядам на искусство, представленным в многочисленных статьях и заметках, он возрождал кустарные промыслы, полагая, что человек должен выражать себя в труде. Он считал, что машинное производство обезличивает не только сам труд, но и человека, в него вовлечённого. Для того чтобы труд стал радостью, Рёскин даже создал «Колледж рабочего человека«. ещё он основал коммуну Святого Георгия - утопическое общество, члены которого должны были совместно наслаждаться ручным трудом и молитвой. (Прожила она, конечно, недолго, как и все практически реализуемые утопические проекты, но это не повлияло на популярность самого реформатора.) Даже в отношении к своим сочинениям Рёскин был совершенно непрактичен и консервативен: он требовал (из ненависти к машинам), чтобы его книги издавали на бумаге, изготовленной вручную, печатали на ручном станке и чтобы их ни в коем случае не развозили по железной дороге. Да, очень странным был купеческий сын Джон Рёскин...»

Донских О.А., Свобода быть художником. Разговор о когда-то самом знаменитом англичание, предисловие к книге: Джон Рёскин, Искусство и действительность, Новосибирск, «Сова», 2006 г., с.4-5.

ЛИТЕРАТУРА
Рескин Д. Избранные мысли, вып. 1-3, М., 1899-1904 Рескин Д. Что и как читать. - В кн.: Писатели Англии о литературе. М., 1981