Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_dk73c0dkgun0oq7h3lfh4md7e1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_dk73c0dkgun0oq7h3lfh4md7e1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

обложка Jugend 3

Название Jugendstil возникло в связи с названием мюнхенского литературно-художественного журнала "Jugend", вокруг которого объединялось молодое поколение. Понятие Jugendstil вначале относилось только к художественным ремеслам. Журнал Jugend («Юность»), основанн в Мюнхене в 1896 году Георгом Хиртом и издавался до 1940 года. Титульные листы и иллюстрации для Jugend рисовали художники Отто Экман (1865-1902), Томас Теодор Гейне (1867-1948) и мастер, подписывавший свои рисунки псевдонимом Фидус. Проводниками «югендштиля» стал также журнал Simplicissumum, а в Англии — The Studio.


1896 год. В Мюнхене начал выходить журнал Югенд. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна - югендстиль. К тому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов нередко являлись настоящими графическими шедеврами.

Новшеством стало рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием ее белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной темной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.
К этому времени, для стиля модерн уже сложился круг популярных тем и сюжетов.

Не увлекаясь эффектами, не стремясь к детальному воспроизведению антуража, мастер облагородил иллюстрации плавной, певучей линией, гармоничной цветовой гаммой и тонко прорисованным растительным орнаментом. Его творчество на редкость многогранно. Он иллюстрировал стихи австрийского поэта Р.М. Рильке тот даже посвятил художнику одноАссоциативная связь из прозаических произведений, а в начале 1900-х годов занялся чеканкой по серебру, оформлением интерьеров, проектировал предметы быта.
Следует упомянуть и художников — графиков в жанре плаката.

Рекламный плакат развивался по нескольким направлениям. Мастер торговой рекламы Л. Бернхардт помещал на цветном фоне изображение предмета и лаконичную надпись. Более сложно построены композиции у мюнхенского плакатиста Л. Хольвейна. Нередко, лучшие журнальные обложки могли претендовать на то, чтобы стать плакатами: достаточно было укрупнить надписи и увеличить формат. Интересные решения находили Б. Пауль, О. Панкок; здесь можно встретить типичные для этих мастеров текучие формы. В области плаката сказалось влияние бельгийского графика и оформителя А. ван де Вельде, авторитет которого в Германии был чрезвычайно высок. Активно работали в этой области графики-женщины. Для большинства их произведений характерны темы материнства, молодости и красоты. Виртуозной тонкости линии достигла Э. Венландт. В числе самых совершенных ее работ экслибрис, исполненный в виде аллегорической фигуры, вписанной в вопросительный знак. Художница М. Аде стремилась сделать работы как можно более занимательными. В одной из графических миниатюр она представила химические реакции в виде превращающихся друг в друга маленьких смешных человечков.
Иллюстрация к сказке братьев Гримм Иоринда и Иорингель Г. Фогелер. Гуашь, белила. 1890-е годы.

Иллюстрация к сказке братьев Гримм Иоринда и Иорингель Г. Фогелер. Гуашь, белила. 1890-е годы.
Но основной деятельностью немецких графиков было оформление журналов, альманахов, ежегодников.

В 1895 году в Берлине начал выходить литературно-художественный журнал Пан, для которого характерна ориентация на французский импрессионизм. Популярным становится другой журнал Югенд. В периодических изданиях эпохи модерна появляется художественно оформленный текст: одна страница, например, посвящалась поэтическому произведению, другая изобразительным мотивам; художник оформлял разворот в целом. Здесь оказался заметен Б.Пауль мюнхенский рисовальщик, живописец и оформитель. Это был мастер на все руки, как и многие другие художники той эпохи. Проектировал разнообразные интерьеры, занимался архитектурой, делал эскизы для гобеленов. Впоследствии, мастер стал директором Школы художественных ремесел в Берлине. Его графическая манера подчеркнуто лаконична. Линия и силуэт вот чем он владел артистично. Почти неуловима грань между реалистически трактованной и стилизованной формой, но вот чуть более чем нужно подчеркнутый абрис, необычный ракурс, и цель достигнута рисунок напоминает изощренный орнамент…

Художники стали свидетелями бурного развития промышленности и техники. Важным заказом стало оформление промышленных выставок, ярмарок и музеев. Торговые марки, знаки стали важной сферой приложения сил графиков. Нередко печатники стремились подчеркнуть, что книга это промышленное изделие, и в переплеты вводились изящные вкрапления из цветных металлов.

Среди технических символов эпохи важное место занимал типографский станок. Полиграфисты гордились своим трудом, реклама издательств и типографий заказывалась крупнейшим мастерам. До сих пор пользуется заслуженной известностью марка издательства Земан ферлаг с изображением юноши на дельфине. В период модерна появились новые изображения изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга, основоположника литографской печати Алоиса Зенефельдера, выполненные М. Вульфом; они украшали страницы и обложки учебников, цветные вкладки специальных изданий.
Графики Германии начала XX века были известны в России не понаслышке.

Немецкие книги издавались в переводе с сохранением всего изобразительного ряда: обложек, иллюстраций, заставок. А русское издание многотомного энциклопедического труда Вселенная и человечество воспроизвело, помимо иллюстраций немецкого оригинала, еще и переплет вместе с характерной металлической плашкой. В Петербурге немецкие издатели Голике и Вильборг основали типографию, в распоряжении которой был богатейший арсенал орнаментов. В лучших своих образцах графика югендстиля интересна и сегодня. Она вошла в историю мирового искусства, став частью культурного наследия прошлого..

обложка Jugend 1