Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_sa6n6otvrl8fraid1flnvp0mj5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_sa6n6otvrl8fraid1flnvp0mj5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Обри Бёрдсли. Иллюстрация к Саломее Оскара Уальда. 1894 г. Термин ЭСТЕТИЗМ употребляется применительно к мировоззрению и обрауз жизни, манере поведения, утверждающих преимущественную ценность красоты в жизни и искусстве, превалирование прекрасной формы над содержанием. Эстет — человек, поклоняющийся красоте. Один из сторонников теории эстетизма, французский поэт, эссеист и художественный критик Поль Валери (1871—1945), обосновывал собственную концепцию следующим образом: "Мы испытываем больше ощущений, чем это необходимо... Зрение, осязание, обоняние, слух, движение, речь побуждают нас время от времени задерживаться на ощущениях, ими вызванных, их упрочивать и воссоздавать... Если в сфере, которую я именую практической, достигнутая цель полностью стирает физическую обусловленность действия... в сфере эстетической происходит нечто прямо противоположное. В этом „мире чувствительности“ ощущение и его ожидание в каком-то смысле взаимозависимы, они перекликаются до бесконечности, подобно тому, что наблюдаем мы в „мире красок“, когда после сильного раздражения сетчатки чередуются, заменяя друг друга, дополнительные цвета". Это явление П. Валери обозначает понятием "эстетическая бесконечность". В сфере эстетического "удовлетворение восстанавливает потребность, следствие воскрешает причину, наличие порождает отсутствие и обладание — жажду... Чтобы влечение оставалось возможным, мы должны обратить его на что-то иное; и потребность в замене возникает как признак влечения к самому влечению или же влечения к чему угодно, что могло бы заставить к себе вожделеть". Художник — человек, наиболее полно выражающий такое мироощущение, "полагает эстетизацию самого процесса деятельности и его средств, некую игру произвольных действий, носящих принципиально излишний, избыточный, неутилитарный характер, не дающий ни материальной выгоды, ни практической полезности. Это формирует потребность в постоянном наслаждении, неудовлетворенности". Философия эстетизма складывалась в истории западноевропейской культуры постепенно, она связана в первую очередь с идеологией Классицизма и пиететом к античному искусству. Эстетское отношение к античности вдохновляло И. Винкельмана, когда он писал "Историю искусства древности" (1764). Эстетами были такие разные художники как Н. Пуссен; Ж.-О.-Д. Энгр, А. Канова, П. П. Рубенс. Эстетом считал себя "олимпиец" Й. В. Гёте. Однако эстетизм в предельном проявлении предполагает "чистую эстетику форм", отвлеченную не только от утилитарной потребности (практического применения), но даже от чувственной, эротической основы творчества и восприятия произведений искусства. Английский писатель Уолтер Пэйтер (Патер, 1839—1894), близкий движению прерафаэлитов, считал, что при восприятии произведения искусства нужно исходить из "интуитивного созерцания", отрешившись от всех "содержаний". Все формы "обладают смыслом сами по себе... каждое искусство стремится быть музыкой, которая и есть форма". Великим эстетом был другой знаменитый англичанин — писатель, эссеист и теоретик искусства О. Уайлд. Оба автора в своих высказываниях и статьях протестовали против эклектизма, мещанства и ханжеской эстетики "викторианского стиля", в основу которой положены "благообразие" и "целесообразность". Уайлд сделал решительный шаг в этом направлении: от Романтизма через символизм к аморализму и иррационализму . Искусство в этот период (вторая половина XIX в.) проходило стремительную эволюцию от "идейности" натуралистов, сентиментализма эпохи Просвещения и парижских Салонов, надуманной религиозной экзальтации и ханжеского морализма ранних прерафаэлитов до "демонической эротики" произведений О. Бёрдсли и псевдосимволизма Ф. фон Штука. В формальном отношении изобразительное искусство развивалось от натурализма к декоративизму, от безразличия к формальной организации изображения к изысканной орнаментальности, символизму линии и пятна . Эстетизм — наивысшая степень рационального отношения к гармонии, когда малейшие неправильности, отклонения, искажения нравятся не меньше, чем абсолютные ценности, и все действительное обретает высший смысл, абсолютное качество. Подобное рафинированное мышление (от франц. "raffiner" — "очищать") приводит к состоянию духа, которое называют культом или религией красоты (лат. "re-ligare" — "связывать позади, задним числом"; "religio" — "совестливость, осмотрительность"; "religionis" — "святыня"). Еще одна характерная черта философии эстетизма: поскольку все формы, независимо от их эстетической ценности, обретают высший, религиозный смысл, то важнее становятся не содержание и не форма, а личность созерцателя, ценитель, знаток. Эстет существует вне исторического времени, он никому ничем не обязан, и любые художественные традиции, возведенные в Абсолют, имеют для него равную ценность.

П. Валери об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 89—93.
Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 1912. С. 191—195.