ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (франц. postimpressionisme, от лат. post — "после") — исторический период в живописи конца XIX — начала XX в., главным образом французской, от последней выставки художников-импрессионистов, состоявшейся в 1886 г., до 1906 г. — начала кубизма и фовизма.
Постимпрессионисты В. Ван Гог, П. Гоген, А. Матисс, Ж. Сёра, П. Синьяк, П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек в раннем периоде своего творчества сами были импрессионистами, но затем, убедившись в ограниченности метода, исчерпав его живописные возможности, попытались пойти дальше и, прежде всего, преодолеть спонтанность, неясность композиции, утрату целостности формы, объема и материальности изображаемых предметов.
Первым попытался преодолеть импрессионизм создатель этого течения — Клод Моне (1840—1926). С 1898 г. Моне жил и работал в местечке Живерни близ Парижа. Он устроил там "японский сад" с прудом и крутым мостиком. Передвигаясь по пруду на лодке, писал этюды, которые день ото дня, от сеанса к сеансу становились все более похожими на декоративные панно. Для "позднего" Моне характерны ограниченная палитра, уплощенность изобразительного пространства, внимание к силуэту, контуру. Так "отец импрессионизма" создал новый стиль, характеризуемый обобщенностью формы и цвета. Он подсказал другим художникам пути их собственного развития. Не случайно искусство позднего Моне назвали "школой абстракции".
Другой живописец старшего поколения — Поль Гоген (1848—1903) с 1886 г. работал в Понт-Авене, где спустя два года к нему присоединились молодые художники — будущие члены группы "Наби́" ("Пророки"). Гоген и "набиды" развивали новый стиль, отчасти похожий на декоративизм Моне, но с еще большими элементами стилизации. Позднее этот стиль получил название синтетизма. Гоген искал выразительность локальных цветовых отношений и линий. В 1891 г., осознавая, что в Париже ему не сделать решительного шага в новом направлении, художник уехал в Полинезию, на о. Таити, который в то время был французским протекторатом. Там под воздействием примитивных форм полинезийского искусства Гоген стал писать картины, отличающиеся декоративной стилизацией, плоскостностью, намеренным огрублением форм, локальными отношениями почти чистых, удивительных по красоте цветов. Первые картины, которые в 1893 г. Гоген привез в Париж, вызвали интерес символистов. Их цветовые сочетания отражали не столько природную окрашенность предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов.
Другой художник, друг и одновременно оппонент Гогена — Винсент Ван Гог (1853—1890), по происхождению голландец, долго не мог обрести собственный стиль. В 1888 г. он уехал на юг Франции, в г. Арль в Провансе. Он нашел там яркие краски и ослепительное солнце. В полном одиночестве, с неистовством, на грани сумасшествия (в действительности закончившимся психической болезнью), Ван Гог создавал одну за другой картины (иногда по две-три в день), поражающие экспрессией цвета, динамикой, выразительностью мазка и эмоциональным напряжением. Цвет, по мысли Ван Гога, должен не характеризовать внешность изображаемых объектов, а выражать состояние души художника.
Одиночкой был Поль Сезанн (1839—1906). Один из самых глубоких мастеров в истории живописи, он участвовал в первой выставке импрессионистов 1874 г., затем работал в Эксе, в Провансе, также, как и Ван Гог, пытался найти собственный путь в искусстве. Неудовлетворенный импрессионистическим методом, Сезанн хотел превратить живопись "в нечто основательное и долговечное, подобное искусству в музеях". Выставка картин Сезанна в 1904 г. в Осеннем салоне в Париже послужила толчком к возникновению кубизма — еще одного течения постимпрессионизма.
В 1905 г. началась история кратковременного, но влиятельного движения фовистов. Многие фовисты: М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке, Ж. Руо — стали затем развивать собственный метод. Среди фовистов был Анри Матисс (1869—1954). В молодости он увлекался искусством Гогена и Сезанна, но в 1910—1920-х гг. сформировал собственный творческий метод, главной особенностью которого была полная эмансипация цвета. Матисс изучал персидские миниатюры, японские гравюры и древнерусские иконы. Он совершал длительные путешествия в Италию, изучал росписи Джотто в Падуе и Пьеро делла Франческа в Ареццо. Затем Матисс отправился в Испанию и Марокко, Среднюю Азию, на о. Таити. Открытие Матисса заключалось не только в отвлечении цвета от предметности, но и в его абстрагировании от случайностей света и валёров. Сам художник формулировал свой живописный метод следующим образом: "Я заимствую у природы лишь то, что мне нужно для наиболее впечатляющего выражения моей мысли. Комбинируя с величайшей тщательностью все средства воздействия, я устанавливаю между ними ту гармонию, которая состоит во взаимном уравновешивании рисунка и цвета". Еще одно высказывание Матисса стало программным: "О чем я мечтаю — это об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном, без волнующего или захватывающего сюжета, которое являлось бы для всякого человека умственного труда... облегчением, отдыхом от мозговой деятельности, чем-то вроде хорошего кресла, в котором человек отдыхает от физической усталости". Обычно это высказывание трактуют как декларацию бессодержательности и формализма. Однако искусство Матисса по-своему глубоко. Его картины сложны в своей внешней простоте. Они несут в себе не предметную, а особую живописную реальность, определенным образом организованный мир красок и линий, где цветовые формы "входят и выходят" одна в другую. Это внутреннее пластическое движение форм действительно оказывает целительное воздействие на психику человека. Матисс называл подобный эффект "силой экспансии красок" и говорил, что он "чувствует цветом". Перед картиной Матисса "Роскошь, тишина и нега" (1905) другой бывший фовист Рауль Дюфи созерцал, по его собственному определению, "чудо воображения, переведенное в рисунок и цвет". На многих художников-постимпрессионистов, среди которых К. Бранкузи, П. Гоген, А. Дерен, А. Матисс, А. Модильяни, П. Пикассо, повлияло африканское искусство. Примитивные формы искусства народов Океании вдохновляли немецких экспрессионистов группы "Мост".
Великолепные рисовальщики: Э. Дега, Ж. Сёра, А. де Тулуз-Лотрек предвосхитили эстетику искусства Модерна, или, как его называли во Франции, стиля Ар Нуво. Однако постимпрессионизм не представлял собой единого направления или стиля. Каждый художник шел своим путем, и многие оказались провозвестниками последующих художественных течений, стилей и школ. Поэтому главная особенность постимпрессионизма заключается в том, что в этот период окончательно разрушилась классическая целостность искусства; работая по отдельности над формой, цветом, пространством, линией, живописной фактурой, художники пришли не только к дробности художественной формы, но и разобщенности творческих методов. Поэтому они редко уживались друг с другом. Известны конфликты и взаимное неприятие Ван Гога и Гогена. Сезанн считал живопись Гогена "пустой и бессодержательной", а Матисс ею восторгался. Русский художник А. Н. Бенуа ( "Мир искусства") писал И. Э. Грабарю из Парижа в 1906 г.: "И хорош Гоген, но опасно его вешать в Лувр, ибо он калека". При этом Бенуа имел в виду односторонность творческого метода Гогена, его усиленное внимание к локальной светосиле цвета. Возрастание аналитических тенденций художественного мышления в период "после импрессионизма" свидетельствует о кризисном этапе развития западноевропейского искусства. Поэтому даже лучшие картины Ван Гога, Сезанна, Матисса могут быть близки душе человека XX в., но они несравнимы с произведениями старых мастеров. Это доказывает, в частности, тот факт, что когда А. Матисс, или П. Пюви де Шаванн, или М. Шагал выполняли заказы на монументальные росписи и панно, они чаще всего терпели неудачу. Работа в архитектуре требует целостности стиля, широты, умения мыслить масштабно. Этих качеств, в полной мере присущих мастерам прошлого, явно не хватало постимпрессионистам.

Герман М.Ю. Импрессионизм. СПб.: Азбука-Классика., 2008
Матисс. Сборник статей о творчестве. М.: Иностр. лит., 1958
Ревалд Дж. История импрессионизма. М.: Искусство, 1959.
Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л. — М.: Искусство, 1962.